Действующий

О Концепции федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 годы

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Целью Программы является развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога.

Выбор варианта решения поставленных проблем осуществляется с учетом возможности расходования бюджетных средств и достигаемых целевых показателей, характеризующих результаты реализации Программы. Предлагаются 2 варианта решения проблем в сфере укрепления и продвижения русского языка.

Первый вариант (оптимистический), предусматривающий 100 процентное финансирование, основывается на решении поставленных задач с учетом опыта реализации Программы на 2011-2015 годы.

Он предполагает развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка.

Второй вариант (базовый), предусматривающий 75 процентное финансирование, предполагает сохранение направлений, определенных Программой на 2011-2015 годы.

Первый вариант позволяет более рационально подойти к процессу программного обеспечения и в конечном итоге в большем объеме реализовать программные положения. При формировании этого варианта учитывались следующие преимущества:

эффективное решение задач поддержки и развития русского языка в Российской Федерации, а также поддержки и распространения русского языка в иностранных государствах;

комплексное решение задачи реализации государственной политики в указанной сфере в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников (органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных организаций);

поддержка приоритетных инновационных и инвестиционных проектов, интенсивное развитие открытого образования на русском языке;

увеличение объемов адресной поддержки, оказываемой русским школам за рубежом;

использование современных управленческих, информационных и иных технологий в реализации мероприятий по основным направлениям, инвариантность подходов к реализации отдельных проектов и мероприятий Программы в зависимости от изменения условий.

Однако наряду с преимуществами первого варианта имеется ряд рисков, одним из которых является сокращение предусмотренного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации (финансовый риск).

Второй вариант основывается на продолжении мероприятий, выполняемых в рамках Программы на 2011-2015 годы, без учета новых направлений, поэтому объем финансирования по этому варианту составляет 75 процентов объема финансирования первого варианта.

Второй вариант характеризуется высокой вероятностью реализации мероприятий Программы (наименьшими рисками), так как фактически сводится к естественному продолжению выполнения существующих мероприятий. Однако этому свойственна низкая эффективность, так как дальнейшее повышение значений целевых показателей будет достигаться только при условии линейного роста необходимых финансовых ресурсов. В случае выбора второго варианта финансовые риски усугубляются тем, что в условиях ограниченности выделяемых средств могут возникнуть сложности при определении приоритетов финансирования мероприятий Программы на региональном уровне.

При реализации рисков второго варианта могут быть не в полной мере реализованы функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России, в результате чего могут появиться проблемы в сфере сохранения культурного и политического единства Российской Федерации.

Вне зависимости от варианта решения проблемы осуществление комплекса мероприятий Программы будет сопряжено с экономическими, геополитическими и административными рисками, реализация которых может снизить результативность Программы и привести к возможным негативными социальными последствиям, включая:

неполноценную реализацию функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России;

обострение межэтнической напряженности, снижение уровня толерантности в российском обществе;

ослабление политического, культурного, языкового и образовательного единства Российской Федерации;

снижение качества обучения русскому языку и уровня грамотности;

общее снижение культурного уровня российского общества;

ослабление мер поддержки русского языка в иностранных государствах;

снижение числа школьников, обучающихся на русском языке в государствах - участниках СНГ;

ослабление исторических и культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;

негативную динамику интеграционных предпочтений населения государств на постсоветском пространстве;

ослабление позиций Российской Федерации в политической, экономической, информационной, гуманитарной и иных областях международного сообщества.