В настоящее время русский язык занимает 6-е место по распространенности в мире. Русский язык является официальным или рабочим языком многих авторитетных международных организаций - Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы, Международного агентства по атомной энергии, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирной организации здравоохранения.
По данным исследований, проведенных Центром социологических исследований Министерства образования и науки Российской Федерации, а также по оценкам ряда иностранных экспертов, общее число владеющих русским языком как родным, как вторым или как иностранным составляет около 260 млн. человек (некоторые российские эксперты, в том числе представители Российской академии образования, приводят цифры до 350 млн. человек).
Родным русский язык считают около 150 млн. человек, в том числе более 120 млн. человек - в России, и около 22 млн. человек - в государствах - участниках СНГ, В Российской Федерации в 46 тыс. школ на русском языке обучаются более 13 млн. учащихся.
В государствах - участниках СНГ и странах Балтии, а также в Грузии, Абхазии и Республике Южная Осетия количество русскоязычных школ, гимназий и лицеев составляет более 5 тысяч, а количество двуязычных (с классами (параллелями) на русском языке) - около 4 тысяч. Общее число школьников, обучающихся на русском языке в бывших республиках Советского Союза, составляет около 3,2 млн. человек.
В иностранных государствах насчитывается 18,4 тыс. школ и организаций среднего профессионального образования, в которых 1,3 млн. человек изучают русский язык как иностранный, а в вузах русский язык как иностранный учат около 230 тыс. студентов.
Обучение проводится также при российских центрах науки и культуры за рубежом, где ежегодно на курсах русского языка обучаются до 19 тыс. человек.
При этом существенную обеспокоенность вызывает ряд проблем современного состояния русского языка, в том числе снижение уровня владения русским языком как государственным языком, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения в ряде регионов, невысокие результаты единого государственного экзамена по русскому языку.
Решение этих проблем предполагается осуществлять за счет совершенствования нормативной правовой базы в части защиты и поддержки русской словесности, повышения качества школьного образования, развития системы изменения и утверждения современных норм русского литературного языка.
Возрождение интереса к чтению, повышение языковой культуры и уровня грамотности призваны обеспечить предусмотренные Программой меры, направленные на повышение качества обучения за счет развития кадрового потенциала, совершенствования учебных программ по русскому языку и литературе, модернизации методического обеспечения, широкого использования современных педагогических технологий, в том числе в рамках различных форматов образования (открытое образование, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии), а также проведения в сети "Интернет" различных акций, конкурсов, викторин по русскому языку, литературе и российской культуре.
При этом с конца XX века проявились и продолжают сохраняться такие тревожные тенденции, как снижение присутствия русского языка на зарубежном пространстве, в том числе в государствах - участниках СНГ, уменьшение числа русских школ за рубежом, сокращение в государствах - участниках СНГ количества преподавателей русского языка, снижение уровня их профессионализма.
Существуют и другие проблемы:
недостаточный уровень координации организаций, их ресурсов, программ, в том числе некоммерческих организаций и организаций соотечественников за рубежом, ухудшение условий для изучения русского языка в большинстве стран, особенно на пространстве СНГ;
неполнота и неточность статистических данных о функционировании и распространении русского языка, образования на русском, слабый учет особенностей ситуации в различных странах при реализации мер поддержки русского языка;
недостаточная оснащенность и поддержка русских школ за рубежом, в том числе ресурсная и учебно-методическая, неудовлетворенные потребности стран в российских преподавателях русского языка, командируемых за счет средств федерального бюджета в иностранные учебные заведения;
слабое использование возможностей информационных, электронных и игровых технологий для изучения и продвижения русского языка и осуществления образования на русском языке.
Нерешенность указанных проблем является существенным фактором ограничения укрепления позиций русского языка в современном мире.
Следует отметить, что размер средств, выделяемых на продвижение русского языка за рубежом, на порядок меньше размера средств, выделяемых ведущими странами на мировом образовательном рынке.
Для определения путей решений проблемных вопросов, обеспечения необходимых условий, поддержки и развития русского языка, оперативного и адекватного реагирования на современные вызовы, преломления негативных тенденций, устранения имеющихся недостатков и достижения новых результатов необходимо осуществить дальнейшее развитие системы поддержки русского языка путем формирования Программы.
Сохранив преемственность с федеральной целевой программой "Русский язык" на 2011-2015 годы, Программа имеет ряд отличительных характеристик и новшеств.
Программа ориентирована на прогнозный сценарий развития и предусматривает:
формирование приоритетов, направленных на укрепление и распространение русского языка;
активную наступательную стратегию, призванную обеспечить прорывные взаимодополняющие действия с максимальным использованием всех ресурсов и возможностей;
ускоренную разработку и внедрение инновационных продуктов и услуг;
расширение существующих направлений и открытие новых, отвечающих требованиям времени, в том числе продвижение на внутреннем и внешнем образовательных рынках бренда "Продвижение русского языка и образования на русском языке под единым брендом "Институт Пушкина" (далее - бренд "Институт Пушкина");
использование потенциала международного сотрудничества для продвижения русского языка в образовательных системах других стран, расширение мер поддержки и стимулирования инициатив соотечественников;
тесное сотрудничество со средствами массовой информации, увеличение использования цифровых каналов, мониторинг результатов.