Действующий

Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года"

III. Характеристика экономической ситуации, сложившейся в Республике Карелия, и прогноз развития ситуации в ее экономическом развитии без использования программно-целевого метода


Республика Карелия с 1991 года по 2001 год по основным показателям опережала средний по Российской Федерации уровень развития. В указанный период источниками формирования прибыли и развития предприятий преимущественно являлись разница между внутренними и экспортными ценами, курсовая разница между рублем и долларом (евро), отставание внутренних цен на факторы производства (на энергоносители, услуги транспорта, рабочую силу). Эти обстоятельства не позволяли оценить реальный уровень конкурентоспособности действующих производств в Республике Карелия до завершения к 2005 году процесса выравнивания цен.

Однако с 2001 года экономическая ситуация в Республике Карелия характеризуется прогрессирующим отставанием от среднероссийского уровня, а также от уровня Северо-Западного федерального округа прежде всего по объему инвестиций в основной капитал на душу населения, что влечет за собой отставание и по многим другим показателям.

Анализ экономической ситуации в Республике Карелия за несколько лет свидетельствует о том, что тенденции развития региона в экономической сфере носят неустойчивый характер.

Экономика Республики Карелия с 2008 года по 2009 год испытывала негативное влияние мирового финансового и экономического кризиса, что соответственно привело к увеличению государственного долга Республики Карелия. Снижение в 2009 году валового регионального продукта по Республике Карелия к уровню 2005 года на 4,7 процента на фоне сохранившейся положительной динамики развития экономики в Северо-Западном федеральном округе и в целом по Российской Федерации свидетельствует о том, что кризисные последствия более существенно чем по стране отразились на Республике Карелия. Это объясняется особенностями структуры и ориентированностью экономики Республики Карелия на экспорт, а также приграничным ее положением.

В посткризисный период по ряду основных макроэкономических показателей, включая объем валового регионального продукта, а также объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, не удалось достичь докризисного уровня. Крупнейшие предприятия целлюлозно-бумажной промышленности Республики Карелия, которые раньше не менее чем на треть формировали бюджет, в настоящее время являются убыточными или находятся на грани банкротства. За прошедшие 12-15 лет пришли в упадок леспромхозы, которые являлись экономической базой отдаленных сельских и лесных территорий. В результате в настоящее время в ряде лесных поселков Республики Карелия остро стоит вопрос, связанный с безработицей.

Сохранение негативных региональных тенденций обусловлено спецификой экономики Республики Карелия, а также наличием комплекса проблем системного и отраслевого характера.

Основу промышленности Республики Карелия составляют лесопромышленный и горнопромышленный комплексы, на долю которых приходится более 60 процентов общего объема промышленной продукции.

В утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-р перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) включены 11 моногородов Республики Карелия, на территории которых проживает более 20 процентов населения Республики Карелия, выпускается более 80 процентов промышленной продукции, формируется более 30 процентов доходной базы консолидированного бюджета. Монопрофильная отраслевая структура экономики влечет зависимость бюджета от ограниченного круга крупнейших плательщиков.

Присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации способствовало усилению зависимости экономики Республики Карелия от внешних факторов. В структуре экспорта на долю 7 основных товарных позиций приходится примерно 80 процентов всего объема, при этом удельный вес сырья в экспортных поставках сохраняется на уровне 40 процентов.

Сокращение мирового спроса и цен на алюминий и продукцию целлюлозно-бумажного производства привело к обострению финансово-экономической ситуации на крупнейших градообразующих промышленных предприятиях Республики Карелия.

Инфраструктурные ограничения обусловлены:

дефицитностью энергетического баланса в Республике Карелия, высокой зависимостью от завозных видов топлива и цен на них;

низким уровнем газификации Республики Карелия (около 4 процентов);

неудовлетворительным эксплуатационным состоянием автомобильных дорог общего пользования Республики Карелия, мостовых сооружений;

высокой изношенностью объектов коммунальной инфраструктуры.

Потребность в энергетических ресурсах Республики Карелия, особенно электрической энергии, только на 45-50 процентов покрывается за счет выработки электрической энергии на территории Республики Карелия.

За последние 5 лет уровень газификации Республики Карелия вырос только на 3 процентных пункта и существенно уступает среднероссийскому уровню, который составляет 63,2 процента. В связи с этим необходимы строительство и модернизация котельных, работающих на природном газе, развитие и строительство новых межпоселковых газовых сетей, внутрипоселковых распределительных сетей газопроводов.

В настоящее время на 50 деревянных мостах ограничено движение либо организованы объезды грузового автомобильного транспорта. К отдельным населенным пунктам обеспечено движение только легкового транспорта. Все это является одним из основных сдерживающих факторов развития лесозаготовительного, лесоперерабатывающего и горнодобывающего комплексов и имеет высокую социальную значимость для населения Республики Карелия.

Для дальнейшего развития Республики Карелия необходим качественный скачок в организации авиационного сообщения на международном, межрегиональном и местном уровнях. В настоящее время международный аэропорт Петрозаводск не соответствует нормативным требованиям, существующие на территории Республики Карелия посадочные площадки в других городах не позволяют обеспечить развитие внутрирегиональных воздушных перевозок из-за их неудовлетворительного состояния.

Реализуется проект "Реконструкция инженерных сооружений аэропортового комплекса "Бесовец" (г.Петрозаводск, Республика Карелия) в рамках подпрограммы "Гражданская авиация" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России" (2010-2020 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)".

В рамках реализации мероприятий указанной программы за счет средств федерального бюджета предусматривается реконструкция рулежной дорожки, перрона и мест стоянки воздушных судов, объектов электрического снабжения и освещения перрона, водосточно-дренажной системы перрона, строительство очистных сооружений поверхностного стока перрона и рулежной дорожки, а также строительство аварийно-спасательной станции. За счет привлеченных средств обеспечивается строительство здания аэровокзала на 150 пассажиров в час.

Из 16 посадочных площадок, расположенных на территории Республики Карелия, наиболее важное значение для экономического развития Республики Карелия имеют посадочные площадки в гг.Костомукша, Пудож и Сортавала и на острове Кижи (воздушный транспорт является единственным видом транспорта в межнавигационный период).

Необходимость восстановления авиационных перевозок обусловлена удаленностью Республики Карелия от региональных и федеральных центров, неудовлетворительным состоянием, недостаточной протяженностью автомобильных и отсутствием железнодорожных сетей.

Непосредственная близость посадочной площадки г.Сортавала с карельским участком российско-финляндской государственной границы, активная деятельность республиканских туристических фирм, набирающее темпы экономическое сотрудничество предприятий Республики Карелия с Финляндской Республикой обусловливают растущий спрос на авиационных перевозках.

По текущему состоянию г.Костомукша является экономически активным субъектом в экономике Республики Карелия и соответственно требует оперативных транспортных связей как со столицей Республики Карелия, так и с другими крупными городами Российской Федерации.

Проведение мероприятий по реконструкции железнодорожного вокзала в г.Петрозаводске обусловлено необходимостью приведения объекта в нормативное состояние за счет внебюджетных средств.

Реконструкция причальной стенки в поселке Новостеклянное Шальского сельского поселения необходима для развития регулярных пассажирских и туристических перевозок, а также для развития промышленного производства в Пудожском районе.

Неблагоприятные тенденции в экономике повлияли на финансовое состояние предприятий и привели к формированию высокого уровня убыточных организаций Республики Карелия, который составляет около 50 процентов и значительно превышает показатели Российской Федерации и Северо-Западного федерального округа. Финансовое состояние Республики Карелия осложняется тем, что крупные предприятия, работающие на ее территории, являются структурными подразделениями корпораций, расположенных за пределами Республики Карелия. При этом финансовые показатели структурных подразделений зависят от политики головных организаций. В связи с введением с 2012 года в Российской Федерации института консолидации налогоплательщиков для объединения их налоговой базы по налогу на прибыль организаций и принятием решения о вхождении открытого акционерного общества "Карельский окатыш" в консолидированную группу налогоплательщиков публичное акционерное общество "Северсталь" "выпадающие" доходы бюджета Республики Карелия ежегодно составляют около 3 млрд. рублей.