Усугубление негативных тенденций в Республике Карелия связано прежде всего с тем, что основой ее экономики является промышленность, представленная в основном градообразующими предприятиями с изношенными и морально устаревшими основными фондами, работающими в секторах традиционной специализации (лесопромышленном и горнопромышленном комплексах) и определяющими экономический и бюджетный потенциалы территории. В частности, градообразующими предприятиями, работающими в моногородах, производится около 80 процентов всего объема промышленной продукции Республики Карелия и обеспечивается 30 процентов доходов консолидированного бюджета Республики Карелия.
В настоящее время ключевые предприятия Республики Карелия не располагают достаточными собственными средствами для технологической модернизации. Одновременно они непривлекательны для внешних инвесторов в связи с повышенными энергетическими и инфраструктурными затратами. Сохраняются значительные энергетические, климатические, инфраструктурные, демографические риски и ограничения для предпринимательской деятельности.
Недостаточная развитость транспортной инфраструктуры в регионе продолжает оставаться одним из основных сдерживающих факторов развития экономического потенциала Республики Карелия. Доля автомобильных дорог регионального значения Республики Карелия, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования Республики Карелия составляет 73 процента. Такой показатель на 10,9 процентных пункта выше средней величины этого показателя по Российской Федерации.
На опорной сети республиканских автомобильных дорог, обеспечивающих транспортную связь от федеральных трасс к городам Республики Карелия, границе с Финляндской Республикой и соседним субъектам Российской Федерации, имеются участки, состояние которых препятствует полноценному развитию экономики, в том числе увеличению грузопотоков и использованию туристского потенциала Республики Карелия в полном объеме. Кроме того, из 550 автомобильных дорожных мостов, расположенных на дорожной сети регионального значения, 231 мост является деревянным, из них четверть находится в неудовлетворительном состоянии.
Авиационная инфраструктура в Республике Карелия не соответствует нормативным требованиям. Основная часть аэродромов с искусственным покрытием (Пудож, Сортавала, Костомукша) требует проведения реконструкции. На острове Кижи отсутствует вся необходимая авиационная инфраструктура, кроме имеющейся площадки размером 20 х 20 м. Все площадки имеют высокий уровень износа основных фондов.
Для некоторых населенных пунктов Республики Карелия авиация является единственным видом транспорта, обеспечивающим не просто круглогодичную транспортную доступность, а решение вопросов жизнедеятельности населения. Недостаточное развитие наземных коммуникаций, труднодоступность отдаленных, особенно северных районов, а также отсутствие альтернативного вида транспорта определяют необходимость развития авиационного сообщения в регионе.
Указанные обстоятельства отрицательно влияют на инвестиционную привлекательность Республики Карелия и сохраняют негативные тенденции в экономике и доходной части бюджета, угрожая нарастанием социальной напряженности.
Присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации и углубление процессов евразийской экономической интеграции обусловливают необходимость модернизации действующих производств (прежде всего градообразующих) и создания производств в новых секторах экономики в целях ускорения экономического развития региона.
Государственная поддержка развития Республики Карелия осуществляется в рамках ряда федеральных целевых программ. Однако острота и масштабность сложившейся ситуации в экономике Республики Карелия требуют применения программно-целевого метода к решению проблемы стабилизации экономического положения Республики Карелия для обеспечения в обозримой перспективе базиса устойчивого экономического роста и диктуют необходимость концентрации усилий отраслевых ведомств, различных видов государственной поддержки и финансовой помощи за счет средств федерального бюджета в формате отдельной федеральной целевой программы.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", угрозы, связанные с диспропорциями в уровнях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, снижаются путем проведения рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества. Разработка и реализация такой политики - задача, носящая надотраслевой и межуровневый характер, которая может быть решена только с использованием программно-целевого метода, позволяющего соотнести цели и задачи, ресурсы, действия и меры, предпринимаемые на разных уровнях управления.
Таким образом, поставленные в рамках Программы задачи будут охватывать наиболее актуальные и приоритетные для Республики Карелия проблемы, предусматривать реконструкцию существующих предприятий и объектов инфраструктуры, а также новое строительство с созданием рабочих мест. Принятие Программы позволит осуществлять мероприятия по развитию Республики Карелия в едином комплексе, согласовывать приоритеты федерального, регионального и местного уровней, координировать действия всех заинтересованных сторон и концентрировать ресурсы при решении поставленных задач.
Целесообразность применения программно-целевого метода обусловлена тем, что в рамках Программы предполагается реализация экономически значимых проектов, в том числе направленных на снятие инфраструктурных ограничений Республики Карелия, что потребует достижения баланса интересов власти, общества и бизнеса.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить следующие важнейшие условия для осуществления государственной региональной политики в Республике Карелия:
комплексность механизма, скоординированного по задачам, ресурсам и срокам осуществления производственных, экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем Республики Карелия;
координация государственных усилий по обеспечению экономического роста и стратегическое единство в принятии решений на всех уровнях исполнительной власти;
аккумулирование и координация расходов бюджетов всех уровней на реализацию Программы, планирование и контроль бюджетных расходов.
Реализация Программы приведет к сокращению диспропорции в региональном развитии, разрыва между уровнем развития Республики Карелия и Российской Федерации в целом, а также к формированию условий для обеспечения экономического роста региона.