Недействующий

О мерах по дальнейшему улучшению пропаганды медицинских и гигиенических знаний (с изменениями на 11 ноября 1966 года) (не действует на территории РФ на основании приказа Минздравсоцразвития России от 17.08.2010 N 675)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ПРИКАЗ

от 19 мая 1964 года N 277

О мерах по дальнейшему улучшению пропаганды медицинских и гигиенических знаний

(с изменениями на 11 ноября 1966 года)

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минздравсоцразвития России от 17 августа 2010 года N 675
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минздрава СССР от 11 ноября 1966 года N 830.

____________________________________________________________________



Решения XXII съезда КПСС и Программа Коммунистической партии Советского Союза, наряду с созданием материально-технической базы коммунизма, поставили задачу решительного подъема культуры населения, воспитания нового человека с гармоническим развитием духовных и физических сил.

Успешное решение этой задачи возможно лишь при условии дальнейшего расширения и коренного улучшения всей идейно-воспитательной и пропагандистской работы в свете Постановления июньского (1963 год) Пленума ЦК КПСС, который стал важным событием в идейно-политической жизни партии, всего народа.

В формировании материалистического понимания явлений природы, преодолении пережитков, привычек и суеверий, вредных для здоровья, в воспитании физически здорового поколения советских людей, в снижении и ликвидации многих заболеваний значительная роль принадлежит пропаганде медицинских и гигиенических знаний - одному из методов советского здравоохранения.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР" (январь 1960 года) придается большое значение деятельности органов и учреждений здравоохранения, а также других ведомств и общественных организаций по повышению санитарной культуры населения.

В результате выполнения указанного Постановления партии и правительства состояние пропаганды медицинских и гигиенических знаний за последние годы в целом значительно улучшилось.

В пропаганде медицинских и гигиенических знаний среди широких слоев населения совместно с органами и учреждениями здравоохранения все более активное участие принимают комитеты Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению, кинематографии, ИК СОКК и КП СССР, Всесоюзное общество "Знание" и их учреждения на местах, Министерства просвещения союзных республик, советы народного хозяйства, сельскохозяйственные производственные управления, профсоюзные и комсомольские организации.

Широко входят в практику мероприятия по повышению санитарной культуры населения, проходимые по комплексным планам, утвержденным ЦК компартий и Советами Министров отдельных союзных республик (Азербайджанская, Киргизская, Молдавская союзные республики и др.), областными, краевыми и городскими исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся (г.Москва, Днепропетровская, Тульская области и др.). Это способствует более широкому использованию в целях санитарного просвещения таких массовых средств пропаганды, как кино, радио, телевидение и печать. Шире стало проводиться курсовое гигиеническое обучение различных групп населения, в частности, в ряде мест улучшилась гигиеническая подготовка учащейся молодежи, рабочих основных отраслей промышленности, тружеников сельского хозяйства, работников учреждений культурно-бытового обслуживания населения.

Повсеместное признание получили и прочно вошли в практику новые формы гигиенического обучения и воспитания населения - народные университеты и школы здоровья, лектории, устные журналы и тематические вечера, фестивали медицинских фильмов, школьные олимпиады, "окна здоровья" и другие формы пропаганды.

Усиление пропаганды медицинских и гигиенических знаний способствует развитию народного движения за высокую санитарную культуру в быту и на производстве, за санитарное благоустройство городов и сел, и - в сочетании с санитарно-оздоровительными и лечебно-профилактическими мероприятиями - дальнейшему снижению общей и инфекционной заболеваемости, травматизма и смертности.

Опыт работы последних лет показал, что там, где органы здравоохранения, советские и общественные организации уделяют должное внимание гигиеническому воспитанию населения, пропаганда медицинских и гигиенических знаний поднята на уровень современных требований, стала органической частью идеологической работы, действенным рычагом снижения заболеваемости и производственного травматизма (Днепропетровская, Мурманская, Свердловская, Донецкая области, Ставропольский край, гор.Ленинград, Баку, Арташатский район Армянской ССР и др.).

Положительный опыт работы ряда республик (РСФСР, Украинская, Латвийская союзные республики и др.) свидетельствуют, что результативность санитарного просвещения зависит от умелой его организации, от привлечения к этому делу широкой общественности.

Вместе с тем, как показывает анализ деятельности органов и учреждений здравоохранения по выполнению Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 58 от 14 января 1960 года, в организации пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди населения, особенно среди учащейся и рабочей молодежи, еще имеют место серьезные недостатки.

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний еще не получила достаточно широкого размаха, не стала подлинно массовой, не обеспечена надлежащей материальной базой.

Явно недостаточно разрабатываются и внедряются новые формы и методы гигиенической пропаганды. Не в полной мере используются для санитарного просвещения кинотеатры, Дома культуры, клубы, библиотеки, читальни.

Крайне мало издается в стране научно-популярных книг и брошюр об охране здоровья, особенно на языках национальных республик, а также наглядных пособий.

Гигиеническое воспитание нередко ведется недифференцировано, без должного учета местных условий. Медицинские работники, проводя санитарно-просветительную работу, недостаточно сосредоточивают внимание на усилении пропаганды, направленной на борьбу за здоровый труд и быт людей, за гигиенический образ жизни.

Огромная роль в гигиеническом воспитании подрастающего поколения, которому предстоит жить при коммунизме, принадлежит дошкольным детским учреждениям и особенно школе.

Государственными школьными программами предусмотрено преподавание учителями, в порядке обязательной учебной работы, определенного круга сведений по охране здоровья. В обязанности учителей входит также повседневная забота об охране здоровья учащихся и о воспитании у них навыков гигиенического поведения. Медицинские работники должны оказывать всемерную помощь органам народного образования, школам и учителям в полноценном осуществлении ими этих функций. Однако до настоящего времени органы и учреждения здравоохранения в большинстве случаев не уделяют серьезного внимания этому важнейшему участку борьбы за всеобщую и высокую гигиеническую грамотность населения, за крутой подъем санитарной культуры в стране.

Совершенно недостаточно используется пропаганда медицинских и гигиенических знаний в качестве мощного фактора улучшения санитарного состояния городов и сел, предприятий, совхозов, колхозов, развития физкультуры и спорта, профилактики заболеваний, дальнейшего укрепления здоровья и продления жизни советского человека.

Отмеченные недостатки в значительной мере объясняются тем, что руководители органов и учреждений здравоохранения недооценивают значение повышения уровня санитарной культуры населения в борьбе за высокие качественные показатели здравоохранения и не уделяют должного внимания организации работы домов санитарного просвещения (Армянская, Туркменская, Таджикская ССР и др.).

До настоящего времени отсутствовала четкая система медицинской службы санитарного просвещения. Штатные нормативы и структура этих учреждений с 1949 года не пересматривались, не разрабатывались типовые проекты учреждений указанного типа. Министерства здравоохранения союзных и автономных республик, областные, краевые и городские отделы здравоохранения оформляли утверждение штатов домов санитарного просвещения без учета обеспечения возможности выполнения весьма разнообразных и сложных функций, возложенных на них. Руководители органов здравоохранения укомплектовали многие дома санитарного просвещения неквалифицированными кадрами медицинского персонала, а в ряде случаев штатные должности в этих учреждениях годами заняты совместителями.

Так, например, в Кустанайском, Целиноградском областных домах санитарного просвещения Казахской ССР на протяжении ряда лет должности главных врачей и врачей-методистов замещены средними медицинскими работниками, которые не могут выполнять методическую работу. В Чапаевском районном ДСП (Куйбышевская область) должность главного врача в штатах не предусмотрена, должность врача-методиста занята двумя врачами по совместительству, в Белгородском областном ДСП (РСФСР) из 4 должностей медицинского персонала две заняты сотрудниками облздравотдела.