Недействующий

О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов)

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов)"



Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов)"(далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 2 плана мероприятий ("дорожной карты") "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2013 года N 317-р, и направлен на введение возможности использования типовых уставов обществами с ограниченной ответственностью (ООО) как основной организационно-правовой формы среднего и малого бизнеса.

Основная идея законопроекта заключается в предоставлении учредителям (участникам) юридического лица (на первом этапе - только ООО) возможности действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, путем принятия общим собранием участников (учредителей) соответствующего решения.

В отличие от положений части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) законопроект исходит из того, что типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не потребует его последующего утверждения участниками ООО и придания такому уставу бумажной формы. Для целей регистрации юридического лица не потребуется представлять типовой устав в регистрирующий орган ни в бумажной форме, ни в форме электронного документа, что будет способствовать сокращению затрат как предпринимателей, так и регистрирующего органа (хранение, выдача удостоверенных экземпляров устава).

Использование типового устава представляется целесообразным не только для целей государственной регистрации, как это предусмотрено статьей 52 ГК РФ, но и для собственно осуществления деятельности ООО без необходимости придания такому уставу бумажной формы. При понимании типового устава как составной части нормативного правового акта индивидуальные сведения о конкретном ООО, использующем типовой устав (сведения о наименовании, месте нахождения, размере уставного капитала юридического лица), будут отражаться не в уставе, а только в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). В этих целях законопроектом уточняются положения статей 50_1, 52 и 54 ГК РФ (в редакции федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ). Кроме того, законопроектом предлагается исправить допущенную в статье 52 ГК РФ неточность в отношении включения сведений о порядке управления деятельностью юридического лица в ЕГРЮЛ в случае использования типового устава.

Для ООО сохраняется также возможность действовать на основании индивидуализированных уставов, то есть с указанием в уставе индивидуальных сведений об ООО и положений, не предусмотренных типовым уставом. Такой документ будет существовать в традиционной бумажной форме. В этой связи законопроектом предлагается предусмотреть два вида устава общества: устав, утвержденный учредителями (участниками) общества ("индивидуализированный устав"), и типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом (типовой устав). Такое разделение необходимо для понимания, к какому виду устава применяется конкретное положение законопроекта (например, при изменении наименования или места нахождения общества сведения об этом в первом случае вносятся в устав, утвержденный учредителями (участниками) общества, и в ЕГРЮЛ, а во втором случае - только в ЕГРЮЛ). При этом отказаться от использования типового устава, равно как и перейти на использование типовых уставов, ООО сможет в любой момент в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации.

При использовании типовых уставов учредителям юридических лиц не потребуется квалифицированная правовая помощь для составления устава, контрагенты юридических лиц смогут сократить время на проверку учредительных документов, а регистрирующий орган может не проверять соответствие устава законодательству.

Указанные изменения востребованы бизнес-сообществом, способствуют оптимизации процедуры представления документов в регистрирующий орган и, как следствие, ускоряют процесс регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Реализация законопроекта будет способствовать увеличению количества создаваемых юридических лиц, привлечению новых инвестиций и ускорению экономического роста.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт ГосДумы России
www.duma.gov.ru
по состоянию на 08.12.2014