Недействующий

Об утверждении Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года (с изменениями на 10 февраля 2017 года) (утратило силу с 07.07.2017 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2017 N 746)

6. Создание условий для предотвращения и смягчения возможных кризисных явлений


От решения задачи по преодолению возможных кризисных явлений зависит дальнейшее стабильное развитие рынка ипотечного жилищного кредитования, поскольку рынок жилья и ипотеки во всех странах демонстрирует цикличное повторение кризисов.

Эффективность рынка ипотечного жилищного кредитования значительным образом будет повышена за счет расширения перечня собираемой и анализируемой государственными институтами статистики рынков жилья и ипотечного жилищного кредитования. Будут разработаны инструменты предотвращения и смягчения возможных кризисных явлений, а также меры защиты участников рынка, нивелирующие последствия этих явлений. Это позволит точнее оценить возможные риски и сохранить поступательное развитие и баланс между спросом и предложением на рынке ипотечного жилищного кредитования.

Повышению устойчивости рынка ипотечного жилищного кредитования и смягчению последствий возможных кризисных явлений будет способствовать применение кредиторами ипотечного страхования по кредитам с низким первоначальным взносом (менее 30 процентов).

В целях поддержки заемщиков, взявших ипотечный жилищный кредит и испытывающих проблемы с его погашением, необходимо обеспечить внедрение в практику ипотечного жилищного кредитования обязательств кредиторов по предложению заемщикам изменения условий кредитного договора (пролонгации или реструктуризации) по согласию сторон до обращения в суд, что позволит заемщикам восстановить платежеспособность.

Кроме того, будут реализованы следующие меры:

сокращение сроков судебного и исполнительного производства при обращении взыскания на предмет ипотеки в целях предотвращения роста долговой нагрузки на заемщика;

установление возможности внесудебной реализации заложенного имущества по соглашению сторон;

формирование в муниципалитетах маневренного жилищного фонда для временного проживания заемщиков, на жилье которых обращено взыскание;

разработка в субъектах Российской Федерации региональных программ поддержки заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации.

В целях предотвращения или смягчения последствий возможных кризисных явлений необходимо:

разработать систему индикаторов сбалансированности спроса и предложения на рынках жилья и ипотечного жилищного кредитования для обеспечения государства и государственных институтов развития жилищного рынка информацией, необходимой для проведения контрциклической политики;

Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службе государственной статистики при участии Центрального банка Российской Федерации и институтов развития, а также профессиональным сообществам участников рынка необходимо сформировать и поддерживать информационные системы о ценах и сделках на рынке жилья, а также характеристиках выдаваемых ипотечных жилищных кредитов и залоговой базы банковской системы в объеме и формате, необходимых для эффективного контроля накопления рисков на рынках жилья и ипотечного жилищного кредитования;

способствовать распространению единых стандартов ипотечного жилищного кредитования, ипотечного страхования и функционирования инфраструктуры ипотечного рынка и сервисного обслуживания ипотечных жилищных кредитов;

в рамках проводимой судебной реформы разработать систему сбора информации об обращениях в суды общей юрисдикции по обращению взыскания на жилые помещения для целей анализа и реализации антикризисных мер.

Кроме того, в периоды кризисных обострений необходимо предусмотреть активное использование механизмов повышения ликвидности банковской системы, доступных Центральному банку Российской Федерации, включая кредитование под залог ипотечных ценных бумаг, операции РЕПО с ипотечными ценными бумагами (включая увеличение сроков таких РЕПО).