ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации
Принят
Государственной Думой
24 октября 2014 года
Одобрен
Советом Федерации
29 октября 2014 года
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2000, N 2, ст.134; N 32, ст.3341; 2001, N 53, ст.5016, 5026; 2002, N 1, ст.2; 2003, N 22, ст.2066; N 23, ст.2174; N 27, ст.2700; N 28, ст.2873; N 52, ст.5037; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3231; N 45, ст.4377; 2005, N 27, ст.2717; N 45, ст.4585; 2006, N 6, ст.636; N 31, ст.3436; 2007, N 1, ст.28, 31; N 18, ст.2118; N 22, ст.2563, 2564; 2008, N 26, ст.3022; N 27, ст.3126; N 30, ст.3616; N 48, ст.5500, 5519; 2009, N 29, ст.3632; N 30, ст.3739; N 48, ст.5711, 5731, 5733; N 51, ст.6155; N 52, ст.6450; 2010, N 1, ст.4; N 11, ст.1169; N 31, ст.4198; N 32, ст.4298; N 40, ст.4969; N 45, ст.5752; N 48, ст.6247; N 49, ст.6420; 2011, N 1, ст.16; N 24, ст.3357; N 27, ст.3873; N 29, ст.4291; N 30, ст.4575, 4593; N 47, ст.6611; N 48, ст.6730; N 49, ст.7014, 7070; 2012, N 14, ст.1545; N 26, ст.3447; N 27, ст.3588; N 31, ст.4333; N 50, ст.6954; 2013, N 9, ст.872; N 19, ст.2321, 2331; N 23, ст.2866; N 26, ст.3207; N 27, ст.3445; N 30, ст.4049, 4081; N 40, ст.5037, 5038; N 44, ст.5640, 5645, 5646; N 52, ст.6985; 2014, N 14, ст.1544; N 19, ст.2321; N 23, ст.2924; N 26, ст.3372, 3404; N 30, ст.4220; N 40, ст.5315) следующие изменения:
1) в пункте 8 статьи 75:
а) абзац первый дополнить словами ", и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга";
б) абзац второй после слов "письменные разъяснения" дополнить словами ", мотивированное мнение налогового органа";
2) пункт 1 статьи 82 дополнить абзацем следующего содержания:
"Особенности осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга устанавливаются разделом V_2 настоящего Кодекса.";
3) в статье 88:
а) дополнить пунктом 1_1 следующего содержания:
"1_1. При представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением следующих случаев:
1) представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
2) представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
4) досрочное прекращение налогового мониторинга.";
б) в абзаце втором пункта 3 слово "бюджет" заменить словами "бюджетную систему Российской Федерации";
в) в пункте 4 слово "бюджет" заменить словами "бюджетную систему Российской Федерации";
г) в пункте 8_1 слово "бюджет" заменить словами "бюджетную систему Российской Федерации";
д) в пункте 8_3 слово "бюджет" заменить словами "бюджетную систему Российской Федерации";
4) статью 89 дополнить пунктом 5_1 следующего содержания:
"5_1. Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:
1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
2) досрочное прекращение налогового мониторинга;
3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.
В случае проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в настоящем подпункте, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;
4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).";
5) пункт 5 статьи 93 после слов "данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков)" дополнить словами ", а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга";
6) в пункте 6 статьи 105_16:
а) в абзаце первом после слова "проверку" дополнить словами "или налоговый мониторинг", слово "факты" заменить словом "факт";
б) абзац второй после слова "проверку" дополнить словами "или налоговый мониторинг";
7) в статье 105_17:
а) в абзаце втором пункта 1 слово "проверку" заменить словами "налоговую проверку, налоговый мониторинг";
б) абзац третий пункта 2 после слов "камеральных налоговых проверок" дополнить словами ", налогового мониторинга";
8) дополнить разделом V_2 следующего содержания:
"Раздел V_2. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга
Глава 14_7. Налоговый мониторинг. Регламент информационного взаимодействия
Статья 105_26. Общие положения о налоговом мониторинге
1. Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организацию (далее в настоящем разделе - организация).
2. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга.
3. Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:
1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;
3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.
4. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга.
5. Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.
6. В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Также в регламенте информационного взаимодействия указывается порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.
В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (при наличии такой системы внутреннего контроля).
Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статья 105_27. Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга
1. Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.
Организация, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются:
1) регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
2) информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
3) учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.
3. Организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом решения о проведении налогового мониторинга или решения об отказе в проведении налогового мониторинга может отозвать его на основании письменного заявления.
В случае отзыва заявления о проведении налогового мониторинга такое заявление не считается поданным.
4. По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает одно из следующих решений:
1) решение о проведении налогового мониторинга;
2) решение об отказе в проведении налогового мониторинга.
5. Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Основанием для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга является:
1) непредставление или представление не в полном объеме организацией документов (информации) в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
2) несоблюдение организацией условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 105_26 настоящего Кодекса;
3) несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия.
6. Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе в проведении налогового мониторинга) направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.
Статья 105_28. Порядок досрочного прекращения налогового мониторинга
1. Налоговый мониторинг прекращается досрочно в следующих случаях:
1) неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
2) выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
3) систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном статьей 105_29 настоящего Кодекса.
2. Налоговый орган уведомляет в письменной форме организацию о досрочном прекращении налогового мониторинга в течение десяти дней со дня установления обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, но не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.
Глава 14_8. Порядок проведения налогового мониторинга. Мотивированное мнение налогового органа
Статья 105_29. Порядок проведения налогового мониторинга
1. Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа.
2. Если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации), либо выявлены несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение десяти дней.
В случае, если после рассмотрения представленных организацией пояснений либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105_30 настоящего Кодекса.
3. При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов.