Комментарий к Закону РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (постатейный)

Комментарий к статье 10. Информация о товарах (работах, услугах)

1. Действующее законодательство устанавливает единые требования к содержанию информации как в отношении товаров, так и применительно к работам и услугам.

Во-первых, предоставляемая информация должна быть полной, т.е. отражать наиболее значимые сведения о конкретном объекте. Немаловажное значение в данном случае имеют и сведения о последствиях, результатах выполненных работ, оказанных услуг. Понятие полной информации действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем в качестве полной можно рассматривать только ту информацию, которая определяет все наиболее значимые свойства товара, работы, услуги и их результата.

Во-вторых, информация должна быть достоверной, т.е. соответствовать действительности, отражать реальные сведения о товаре, конкретной работе или услуге. Представление недостоверной информации может расцениваться в качестве умышленных действий, направленных на введение потребителя в заблуждение в отношении товара, хода выполнения работ или оказания услуг, а также их результата. Поскольку такие действия носят умышленный характер, то влекут за собой применение мер ответственности, вплоть до уголовной.

В-третьих, существенным признаком рассматриваемой категории информации является ее своевременность, т.е. информация должна быть предоставлена именно в тот момент, когда она является необходимой, например, сведения о возможных последствиях употребления медикаментозных средств, выполнения работы (оказания услуги), в том числе и негативных, должны быть предоставлены до начала применения (употребления) товара, выполнения работ, оказания услуг. Несвоевременность представления необходимой информации сводит ее значение на нет, поскольку изменить что-либо потребитель уже не имеет возможности.

2. Положения абз.1 п.3 комментируемой статьи предусматривают возможные способы доведения до потребителя информации о товарах (работах, услугах).

В зависимости от вида и технической сложности товара информация для потребителя может быть представлена в виде текстового документа (например, паспорт, инструкция, руководство по применению и др.), прикладываемого непосредственно к конкретному товару и (или) в виде маркировки.

Маркировка товара - информация о товаре в виде сведений, рисунков или знаков, надписей, цифровых, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций, которые относятся к товару и присутствуют на его упаковке или этикетке, или другом виде носителя, сопровождающем этот товар. Основное целевое назначение такой маркировки - информирование потребителей о товаре (его свойствах, условиях использования, безопасности и др.) и изготовителе (продавце).

Применяется также понятие "маркировка упаковки" - информация в виде знаков, надписей, пиктограмм, символов, наносимая на упаковку и (или) сопроводительные документы для обеспечения идентификации, информирования потребителей (см. ГОСТ Р 55916-2013 (ИСО 21067:2007) "Упаковка. Термины и определения"). Различают транспортную и потребительскую маркировки. Транспортная маркировка - информация о получателе, отправителе и способах обращения с упакованной продукцией при ее транспортировании и хранении. Потребительская маркировка - информация об изготовителе, количестве и качестве упакованной продукции.

В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую.

Торговая маркировка имеет ряд следующих особенностей:

- требования к маркировке устанавливаются правилами продажи отдельных видов товаров;

- маркировка наносится не на товар, а на специальные носители информации или эксплуатационные документы;

- носителями маркировки являются ценники, товарные и кассовые чеки, счета на оплату и др.;

- в большей степени предназначена для указания информации о продавце товара;

- может служить основанием для предъявления продавцу товара претензий о ненадлежащем качестве товара, наличии у него каких-либо дефектов или нанесении потребителю иного ущерба.

Рассмотрим несколько подробнее классификацию товарной маркировки.

________________

См. подробнее: Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров. Лекции. Маркировка. Требования к маркировке // URL: http://tanq.hut4.ru/rp/inf/lect/infr/prod/mar.htm


1) товарный ценник включает наименование товара, его сорт, цену за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, дату оформления ценника. Не запрещается указывать и другие сведения (например, фирменные знаки, адреса, телефоны продавцов и пр.);

2) товарный чек включает наименование товара, сведения о продавце, дату продажи, количество и цену товара, подпись представителя продавца;

3) кассовый чек включает наименование продавца (магазина или другой торговой организации), номер кассового аппарата, дату продажи, стоимость каждой покупки;

Кассовые чеки и товарные ценники являются обязательными для всех реализуемых товаров в организациях розничной и мелко­розничной торговли, общественного питания. Разрешается реализация товаров без применения контрольно-кассовых машин и вручения покупателю кассового чека при некоторых формах мелкорозничной торговли, определенных Перечнем отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

4) обязательные требования к торговой маркировке разных групп непродовольственных товаров неодинаковы. Для технически сложных товаров обязательно совместное применение двух носителей торговой маркировки - товарных и кассовых чеков; для тканей, одежды и обуви эти носители являются взаимозаменяемыми;

5) в общественном питании носителями торговой маркировки служат счета и меню. Счета в торговле не являются обязательным документом, они служат основанием подтверждения оплаты покупки покупателем и основанием для предъявления претензий при выявлении дефектов товара. В счетах указываются наименование продавца, комплектность, дата, стоимость покупки, ставится штамп об оплате. Меню заменяют ценники и вывешиваются при входе в предприятие питания, а также около раздаточных и расчетных узлов. В ресторанах и кафе каждому посетителю выдается фирменное меню многоразового пользования.

________________

Там же.


Среди особенностей производственной маркировки можно отметить следующие:

- требования к маркировке устанавливаются стандартами на маркировку и упаковку;