1. Согласно комментируемой статье изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара.
Ремонт товара - это комплекс работ (операций) по устранению возникших неисправностей (недостатков) и восстановлению полной работоспособности товара в пределах его эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем.
Техническое обслуживание товара - это комплекс работ (операций), направленных на предупреждение отказов и неисправностей, обеспечение полной работоспособности товара в пределах эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем.
Обратите внимание, что ремонт и техническое обслуживание товара осуществляется в специализированных (авторизованных) сервисных центрах. Покупая технически сложные товары (бытовую, электронную и пр. виды техники), следует обязательно уточнить у продавца, в какие сервисные центры целесообразно обращаться в случае неисправности товара или для его технического обслуживания. Например, многие магазины в комплекте с товарами выдают специальную брошюру с адресами сервисных центров, которые расположены не только в той местности, где был приобретен товар, но и в других регионах, где подобные центры имеются.
Законом о защите прав потребителей предусмотрено (ст.20), что если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным ИП, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа.
Обратите внимание, что срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.
Если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара.
Следует учесть, что отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.
2. В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный ИП обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в 3-дневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.
Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством РФ. В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 19.01.98 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
Обратите внимание, что в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.
Пример. Потребитель купил микроволновую печь, на которую установлен гарантийный срок 1 год. Однако спустя 4 месяца в работе микроволновки стали возникать неполадки, и потребитель обратился в сервисный центр с целью их устранения. Проверка и ремонт микроволновки заняли 14 дней. Таким образом, гарантийный срок на микроволновку продлевается на 14 дней, поскольку именно такое количество дней она не использовалась.
При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.
3. В целях реализации возможности использования товара в течение его срока службы изготовитель обеспечивает выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока - в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Как правило, несложные по своей структуре запасные части направляются в розничную сеть, так как покупатель может сам заменить ту или иную деталь, не прибегая к помощи специалистов сервисного центра. Более крупные детали, предназначенные для ремонта внутренних неполадок, направляются в ремонтные предприятия и сервисные центры. Но это не означает, что изготовитель обязан следовать только этим путем, он может направить простые детали в ремонтные мастерские и сложные в розничную сеть.
О судебной практике, связанной с применением норм комментируемой статьи, см. определение Мурманского областного суда от 14.05.2014 N 33-1353-2014; определение Московского городского суда от 28.04.2014 по делу N 33-1666; определение Ленинградского областного суда от 19.03.2014 N 33-1327/2014; определение Верховного суда Республики Карелия от 24.12.2013 по делу N 33-4055/2013; определение Алтайского краевого суда от 22.10.2013 по делу N 33-8723/2013; определение Челябинского областного суда от 23.09.2013 по делу N 11-9989/2013; определение Московского городского суда от 18.09.2013 по делу N 11-30257; определение Астраханского областного суда от 14.08.2013 по делу N 33-2205/2013 и др.