Действующий

О пояснениях по классификации субсидий в соответствии с Соглашением о единых правилах предоставления промышленных субсидий от 9 декабря 2010 года и положениями статьи 93 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года

Приложение
к Пояснениям по классификации субсидий
в соответствии с Соглашением о единых
правилах предоставления промышленных
субсидий от 9 декабря 2010 года
и
положениями статьи 93 Договора о
Евразийском экономическом союзе
от 29 мая 2014 года

     

Алгоритм по классификации субсидий в соответствии с Соглашением о единых правилах предоставления промышленных субсидий от 9 декабря 2010 года и положениями статьи 93 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года


N
п/п

Постановка вопроса

Выводы, ДАльнейшие действия

1

Отнесение меры государственного регулирования к субсидии

1.1

Оказывается ли содействие со стороны государства-члена или уполномоченной им структуры (уполномоченного агента)?

НЕТ

мера не является субсидией

ДА

переход к п.1.2

1.2

Осуществляется ли регулирование посредством оказания финансового содействия в одной из следующих форм:

1. Прямое перечисление бюджетных средств;

2. Принятие обязательств по переводу бюджетных средств;

3. Невзимание причитающихся государству доходов;

4. Предоставление промышленных товаров или услуг;

5. Приобретение промышленных товаров;

Или существует поддержка доходов и цен.

НЕТ

мера не является субсидией

ДА

переход к п.1.3

1.3

Предоставляется ли в результате преимущество (создание нерыночных, более выгодных условий хозяйствования в связи с содействием государства)?

НЕТ

мера не является субсидией

ДА

мера является субсидией в понимании Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий от 9 декабря 2010 года (далее - Соглашение) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о ЕАЭС);

переход к п.2.1

2

Отнесение субсидии к категории специфических субсидий

2.1

Ограничен ли доступ к получению субсидий определенным предприятием (обозначенной группой предприятий), принадлежностью предприятия к конкретной отрасли (группе отраслей)?

НЕТ

переход к п.2.2

ДА

мера является специфической субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС;

переход к п.3.1

2.2

Ограничен ли доступ к получению субсидий предприятиями, функционирующими на территории определенного географического региона?

НЕТ

переход к п.2.3

ДА

мера является специфической субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС;

переход к п.3.1

2.3

По итогам проведения анализа фактической реализации программы поддержки имеются ли основания полагать, что существуют следующие факторы:

1. использование субсидии ограниченным числом определенных предприятий;

2. преимущественное использование субсидии определенными предприятиями;

3. предоставление непропорционально больших сумм субсидий некоторым предприятиям;

4. способ использования дискретности, которой обладает субсидирующий орган при принятии решения о предоставлении субсидии.

НЕТ

субсидия не является специфической

(при условии отсутствия факторов, позволяющих отнести данную субсидию к запрещенным, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Соглашения, пунктом 5 Раздела II "Специфические субсидии" Приложения N 28 к Договору о ЕАЭС все запрещенные субсидии автоматически признаются специфическими).

переход к п.3.1

ДА

мера является специфической субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС;

переход к п.3.1

3

Отнесение субсидии к категории запрещенных субсидий

3.1

Увязано ли предоставление субсидии с результатами вывоза промышленного товара с территории субсидирующего государства-члена на территорию любого другого государства-члена?

Например, если:

а) Программа поддержки предусматривает освобождение экспортера от обязательной продажи государству части валютной выручки или допускает применение множественного курса валюты через частичное обесценение национальной валюты, в связи с чем экспортер получает преимущество за счет курсовой разницы;

б) Программа поддержки предусматривает установление внутренних транспортных и фрахтовых тарифов для экспортных отгрузок, более льготных по сравнению с перевозками на внутреннем рынке;

в) Программа поддержки предусматривает предоставление государством промышленных товаров и услуг, используемых в производстве экспортируемых промышленных товаров, на условиях более льготных, чем для используемых в производстве аналогичных товаров, реализуемых на внутреннем рынке субсидирующего государства-члена;

г) Программа поддержки предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты, предоставление отсрочки или уменьшения налогов или любых других отчислений, уплачиваемых или подлежащих уплате хозяйствующими субъектами, в увязке с результатами экспорта промышленных товаров, происходящих с территории субсидирующего государства-члена;

д) Программа поддержки предусматривает увязанные с результатами экспорта специальные вычеты, сокращающие базу налогообложения промышленных товаров, в большем объеме по сравнению с аналогичными товарами, реализуемыми на внутреннем рынке субсидирующего государства-члена;

е) Программа поддержки предусматривает освобождение, уменьшение, отсрочку от уплаты налогов или специальные вычеты, применяемые для расчета базы налогообложения, на промышленные товары и услуги, используемые в производстве экспортных промышленных товаров, в большей мере, чем освобождение от уплаты, уменьшение, отсрочка налогов или специальные вычеты, применяемые для расчета базы налогообложения, на промышленные товары и услуги, используемые в производстве аналогичных товаров, реализуемых на внутреннем рынке субсидирующего государства-члена;

ж) Программа поддержки предусматривает взимание таможенных платежей на сырье и материалы, использующиеся в производстве экспортной продукции, по ставкам ниже, чем на такое же сырье и материалы, использующиеся в производстве аналогичной продукции для потребления на внутреннем рынке субсидирующего государства-члена; либо возврат таможенных платежей на сырье и материалы, использующиеся в производстве экспортной продукции, в большом объеме, чем на такое же сырье и материалы, использующиеся в производстве аналогичной продукции, реализуемой на внутреннем рынке субсидирующего государства-члена;

з) Программа поддержки предусматривает снижение тарифов на электроэнергию или энергоносители, отпускаемые предприятию, в увязке с экспортом субсидируемой продукции.

Или, если на территории государства-члена действуют меры, применяемые на основании актов, в соответствии с которыми для получения специфических субсидий необходимо соблюдение следующих условий:

а) чтобы закупки или использование хозяйствующим субъектом промышленных товаров, ввозимых с территории любого из государств-членов, ограничивались количествами, связанными с объемами или стоимостью вывозимых этим хозяйствующим субъектом промышленных товаров, происходящих с территории государства-
члена, вводящего меру;

НЕТ

переход к п.3.2

ДА

необходима проверка меры на возможное отнесение к изъятиям (экспортное кредитование)

переход к п.3.1.1

б) соблюдения ограничений по ввозу хозяйствующим субъектом промышленных товаров с территории любого из государств-членов, используемых в его местном производстве, в том числе в зависимости от объема или стоимости промышленных товаров, происходящих с территории государства-члена, вводящего меру, вывозимых этим хозяйствующим субъектом на территорию любого из государств-членов.

3.1.1

В случае если вывозная субсидия предоставляется в форме экспортного кредита (возможная форма поддержки в соответствии с положениями Соглашения и Договора о ЕАЭС) предусматривает ли программа поддержки:

а) Предоставление экспортных кредитов по ставкам ниже тех, которые получатели таких кредитов фактически должны были бы уплачивать за пользование сопоставимым кредитом в рыночных условиях, или оплата всех или части расходов, понесенных экспортерами или финансовыми учреждениями в связи с получением кредита.

При этом указанная мера не отвечает положениям о процентных ставках Договоренности по официальным экспортным кредитам стран-членов ОЭСР.

Или:

б) Взимание премий, недостаточных для покрытия долгосрочных операционных расходов или убытков по программам гарантирования или страхования экспортных кредитов, страхования или гарантирования от увеличения стоимости экспортных промышленных товаров или валютных рисков.

НЕТ

переход к п.3.2

ДА

субсидия является запрещенной вывозной субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС;

переход к п.4.1

3.2

Увязано ли предоставление субсидии с использованием промышленных товаров, происходящих с территории субсидирующего государства-члена?

Например, если:

а) Программа поддержки предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты, предоставление отсрочки или
уменьшения налогов или любых других отчислений
, уплачиваемых или подлежащих уплате хозяйствующими субъектами, в увязке с использованием промышленных товаров, происходящих с территории субсидирующего государства-
члена;


б) Программа поддержки предусматривает уменьшение или возврат импортных пошлин, которые взимаются с импортного сырья и материалов, использованных в производстве продукции, если в произведенной продукции содержание отечественных материалов или сырья является обязательным (независимо от того, определяются ли конкретные промышленные товары, их объем или стоимость, или доля от объема или стоимости их местного производства);

в) Программа поддержки предусматривает снижение тарифов на электроэнергию или энергоносители, отпускаемые предприятию, в увязке с использованием промышленных товаров. происходящих с территории субсидирующего государства-члена;

Или, если на территории государства-
члена действуют меры
, применяемые на основании актов, в соответствии с которыми для получения специфических субсидий необходимо соблюдение следующих условий:

а) проведения закупок или использование хозяйствующим субъектом промышленных товаров, происходящих с территории государства-члена, вводящего меру, или из любого указанного местного источника;

А также меры, направленные на стимулирование производства промышленных товаров на территории субсидирующего государства-члена путем применения следующих ограничений при получении специфической субсидии:

а) соблюдение ограничений по ввозу хозяйствующим субъектом промышленных товаров с территории государства любого из государств-членов, используемых в его местном производстве, путем ограничения доступа хозяйствующего субъекта к валюте государства любого из государств-членов объемом поступлений этой валюты, причитающейся предприятию;

б) соблюдение ограничений по вывозу хозяйствующим субъектом промышленных товаров на территорию любого из государств-членов или продажу хозяйствующим субъектом промышленных товаров на территории любого из государств-членов в зависимости либо от конкретизации таких товаров, их объема или стоимости, либо от доли от объема или стоимости местного производства, осуществляемого этим хозяйствующим субъектом.

НЕТ

переход к п.3.3

ДА

субсидия является запрещенной замещающей субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС;

переход к п.4.1

3.3

Существует ли вероятность того, что результатом предоставления специфической субсидии будет являться нанесение ущерба отрасли национальной экономики любого из государств-членов, за исключением субсидирующего государства-члена?

Нанесение ущерба отрасли национальной экономики должно быть доказано в рамках проведения соответствующего расследования заинтересованным государством-членом.

В этой связи анализ в рамках пункта 3.3 не позволяет прийти к какому-либо однозначному выводу в части классификации субсидии и может представлять собой единственно оценку рисков в связи с предоставлением субсидии для субсидирующего государства-члена.

НЕТ

субсидия с большой степенью вероятности не является запрещенной специфической субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС (принимая во внимание пояснения к пункту 3.3);

переход к п.5.1

ДА

субсидия с большой степенью вероятности может являться запрещенной специфической субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС (принимая во внимание пояснения к пункту 3.3);

переход к п.4.1

4

Отнесение субсидий к категории субсидий, подпадающих под обилие исключения

4.1

Обусловлено ли введение специфической субсидии исключительными обстоятельствами, необходимостью в защите:

а) общественной морали, общественного правопорядка и государственной безопасности;

б) жизни или здоровья людей, животных и растений;

в) национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценности;

г) прав на интеллектуальную собственность;

д) истощаемых природных ресурсов, если подобные меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления.

НЕТ

специфическая субсидия не может быть отнесена к категории субсидий, подпадающих под общие исключения;

ДА

переход к п.4.2

4.2

Возможно ли установить факт того, что целью мер, указанных в пункте 4.1, не является ограничение ввоза промышленных товаров с территории других государств-членов и такие меры не носят дискриминационного характера?

НЕТ

специфическая субсидия не может быть отнесена к категории субсидий, подпадающих под общие исключения;

ДА

специфическая субсидия может быть отнесена к категории субсидий, подпадающих под общие исключения;

5

Отнесение субсидии к категории допустимых субсидий

5.1

Относится ли субсидия к категории не специфических субсидий по итогам анализа пунктов алгоритма, приведенных в разделах 2 и 3.

НЕТ

переход к пункту 5.2

ДА

субсидия является допустимой в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС;

5.2

Относится ли субсидия к категории обозначенных ниже специфических субсидий, не искажающих взаимную торговлю государств-членов:

а) помощь на исследовательскую деятельность, которая не превышает 75% стоимости промышленных исследований или 50% стоимости разработок на до конкурентной стадии и предоставляется на покрытие расходов на персонал, инструменты, оборудование, землю и сооружения, консультационные и эквивалентные им услуги, дополнительные накладные расходы, другие текущие расходы, понесенные непосредственно в результате исследовательской деятельности (в соответствии с критериями, устанавливаемыми пунктом 1 Приложения N 4 к Соглашению и пунктами 78-81 раздела VII "Специфические субсидии, предоставление которых не является основанием для принятия компенсирующих мер" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС);

б) помощь неблагополучным регионам на территории государства-члена, которая предоставляется в общих рамках регионального развития и соответствует критериям, обозначенным в пункте 2 Приложения N 4 к Соглашению и пунктах 82-83 раздела VII "Специфические субсидии, предоставление которых не является основанием для принятия компенсирующих мер" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС;

в) содействие в адаптации существующих производственных мощностей к новым требованиям в отношении охраны окружающей среды, налагаемым законодательством и (или) нормативными актами, которые влекут за собой дополнительные ограничения и усиление финансового бремени для фирм, при условии, что такое содействие соответствует критериям, обозначенным в пункте 3 Приложения N 4 к Соглашению и пункте 84 раздела VII "Специфические субсидии, предоставление которых не является основанием для принятия компенсирующих мер" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС.

НЕТ

субсидия должна быть рассмотрена в рамках разделов 2 и 3 настоящего алгоритма;

ДА

субсидия является допустимой в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС.




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Официальный сайт

Евразийской экономической комиссии

http://www.eurasiancommission.org

(сканер-копия),

24.10.2014