| | | |
N п/п | Постановка вопроса | Выводы, ДАльнейшие действия |
1 | Отнесение меры государственного регулирования к субсидии |
1.1 | Оказывается ли содействие со стороны государства-члена или уполномоченной им структуры (уполномоченного агента)? | НЕТ
мера не является субсидией | ДА
переход к п.1.2 |
1.2 | Осуществляется ли регулирование посредством оказания финансового содействия в одной из следующих форм:
1. Прямое перечисление бюджетных средств;
2. Принятие обязательств по переводу бюджетных средств;
3. Невзимание причитающихся государству доходов;
4. Предоставление промышленных товаров или услуг;
5. Приобретение промышленных товаров;
Или существует поддержка доходов и цен. | НЕТ
мера не является субсидией | ДА
переход к п.1.3 |
1.3 | Предоставляется ли в результате преимущество (создание нерыночных, более выгодных условий хозяйствования в связи с содействием государства)? | НЕТ
мера не является субсидией | ДА
мера является субсидией в понимании Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий от 9 декабря 2010 года (далее - Соглашение) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о ЕАЭС);
переход к п.2.1 |
2 | Отнесение субсидии к категории специфических субсидий |
2.1 | Ограничен ли доступ к получению субсидий определенным предприятием (обозначенной группой предприятий), принадлежностью предприятия к конкретной отрасли (группе отраслей)? | НЕТ
переход к п.2.2 | ДА
мера является специфической субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС;
переход к п.3.1 |
2.2 | Ограничен ли доступ к получению субсидий предприятиями, функционирующими на территории определенного географического региона? | НЕТ
переход к п.2.3 | ДА
мера является специфической субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС;
переход к п.3.1 |
2.3 | По итогам проведения анализа фактической реализации программы поддержки имеются ли основания полагать, что существуют следующие факторы:
1. использование субсидии ограниченным числом определенных предприятий;
2. преимущественное использование субсидии определенными предприятиями;
3. предоставление непропорционально больших сумм субсидий некоторым предприятиям;
4. способ использования дискретности, которой обладает субсидирующий орган при принятии решения о предоставлении субсидии. | НЕТ
субсидия не является специфической
(при условии отсутствия факторов, позволяющих отнести данную субсидию к запрещенным, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Соглашения, пунктом 5 Раздела II "Специфические субсидии" Приложения N 28 к Договору о ЕАЭС все запрещенные субсидии автоматически признаются специфическими).
переход к п.3.1 | ДА
мера является специфической субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС;
переход к п.3.1 |
3 | Отнесение субсидии к категории запрещенных субсидий |
3.1 | Увязано ли предоставление субсидии с результатами вывоза промышленного товара с территории субсидирующего государства-члена на территорию любого другого государства-члена?
Например, если:
а) Программа поддержки предусматривает освобождение экспортера от обязательной продажи государству части валютной выручки или допускает применение множественного курса валюты через частичное обесценение национальной валюты, в связи с чем экспортер получает преимущество за счет курсовой разницы;
б) Программа поддержки предусматривает установление внутренних транспортных и фрахтовых тарифов для экспортных отгрузок, более льготных по сравнению с перевозками на внутреннем рынке;
в) Программа поддержки предусматривает предоставление государством промышленных товаров и услуг, используемых в производстве экспортируемых промышленных товаров, на условиях более льготных, чем для используемых в производстве аналогичных товаров, реализуемых на внутреннем рынке субсидирующего государства-члена;
г) Программа поддержки предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты, предоставление отсрочки или уменьшения налогов или любых других отчислений, уплачиваемых или подлежащих уплате хозяйствующими субъектами, в увязке с результатами экспорта промышленных товаров, происходящих с территории субсидирующего государства-члена;
д) Программа поддержки предусматривает увязанные с результатами экспорта специальные вычеты, сокращающие базу налогообложения промышленных товаров, в большем объеме по сравнению с аналогичными товарами, реализуемыми на внутреннем рынке субсидирующего государства-члена;
е) Программа поддержки предусматривает освобождение, уменьшение, отсрочку от уплаты налогов или специальные вычеты, применяемые для расчета базы налогообложения, на промышленные товары и услуги, используемые в производстве экспортных промышленных товаров, в большей мере, чем освобождение от уплаты, уменьшение, отсрочка налогов или специальные вычеты, применяемые для расчета базы налогообложения, на промышленные товары и услуги, используемые в производстве аналогичных товаров, реализуемых на внутреннем рынке субсидирующего государства-члена;
ж) Программа поддержки предусматривает взимание таможенных платежей на сырье и материалы, использующиеся в производстве экспортной продукции, по ставкам ниже, чем на такое же сырье и материалы, использующиеся в производстве аналогичной продукции для потребления на внутреннем рынке субсидирующего государства-члена; либо возврат таможенных платежей на сырье и материалы, использующиеся в производстве экспортной продукции, в большом объеме, чем на такое же сырье и материалы, использующиеся в производстве аналогичной продукции, реализуемой на внутреннем рынке субсидирующего государства-члена;
з) Программа поддержки предусматривает снижение тарифов на электроэнергию или энергоносители, отпускаемые предприятию, в увязке с экспортом субсидируемой продукции.
Или, если на территории государства-члена действуют меры, применяемые на основании актов, в соответствии с которыми для получения специфических субсидий необходимо соблюдение следующих условий:
а) чтобы закупки или использование хозяйствующим субъектом промышленных товаров, ввозимых с территории любого из государств-членов, ограничивались количествами, связанными с объемами или стоимостью вывозимых этим хозяйствующим субъектом промышленных товаров, происходящих с территории государства- члена, вводящего меру;
| НЕТ
переход к п.3.2 | ДА
необходима проверка меры на возможное отнесение к изъятиям (экспортное кредитование)
переход к п.3.1.1 |
| б) соблюдения ограничений по ввозу хозяйствующим субъектом промышленных товаров с территории любого из государств-членов, используемых в его местном производстве, в том числе в зависимости от объема или стоимости промышленных товаров, происходящих с территории государства-члена, вводящего меру, вывозимых этим хозяйствующим субъектом на территорию любого из государств-членов. | | |
3.1.1 | В случае если вывозная субсидия предоставляется в форме экспортного кредита (возможная форма поддержки в соответствии с положениями Соглашения и Договора о ЕАЭС) предусматривает ли программа поддержки:
а) Предоставление экспортных кредитов по ставкам ниже тех, которые получатели таких кредитов фактически должны были бы уплачивать за пользование сопоставимым кредитом в рыночных условиях, или оплата всех или части расходов, понесенных экспортерами или финансовыми учреждениями в связи с получением кредита.
При этом указанная мера не отвечает положениям о процентных ставках Договоренности по официальным экспортным кредитам стран-членов ОЭСР.
Или:
б) Взимание премий, недостаточных для покрытия долгосрочных операционных расходов или убытков по программам гарантирования или страхования экспортных кредитов, страхования или гарантирования от увеличения стоимости экспортных промышленных товаров или валютных рисков. | НЕТ
переход к п.3.2 | ДА
субсидия является запрещенной вывозной субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС;
переход к п.4.1
|
3.2 | Увязано ли предоставление субсидии с использованием промышленных товаров, происходящих с территории субсидирующего государства-члена?
Например, если:
а) Программа поддержки предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты, предоставление отсрочки или уменьшения налогов или любых других отчислений, уплачиваемых или подлежащих уплате хозяйствующими субъектами, в увязке с использованием промышленных товаров, происходящих с территории субсидирующего государства- члена;
б) Программа поддержки предусматривает уменьшение или возврат импортных пошлин, которые взимаются с импортного сырья и материалов, использованных в производстве продукции, если в произведенной продукции содержание отечественных материалов или сырья является обязательным (независимо от того, определяются ли конкретные промышленные товары, их объем или стоимость, или доля от объема или стоимости их местного производства);
в) Программа поддержки предусматривает снижение тарифов на электроэнергию или энергоносители, отпускаемые предприятию, в увязке с использованием промышленных товаров. происходящих с территории субсидирующего государства-члена;
Или, если на территории государства- члена действуют меры, применяемые на основании актов, в соответствии с которыми для получения специфических субсидий необходимо соблюдение следующих условий:
а) проведения закупок или использование хозяйствующим субъектом промышленных товаров, происходящих с территории государства-члена, вводящего меру, или из любого указанного местного источника;
А также меры, направленные на стимулирование производства промышленных товаров на территории субсидирующего государства-члена путем применения следующих ограничений при получении специфической субсидии:
а) соблюдение ограничений по ввозу хозяйствующим субъектом промышленных товаров с территории государства любого из государств-членов, используемых в его местном производстве, путем ограничения доступа хозяйствующего субъекта к валюте государства любого из государств-членов объемом поступлений этой валюты, причитающейся предприятию;
б) соблюдение ограничений по вывозу хозяйствующим субъектом промышленных товаров на территорию любого из государств-членов или продажу хозяйствующим субъектом промышленных товаров на территории любого из государств-членов в зависимости либо от конкретизации таких товаров, их объема или стоимости, либо от доли от объема или стоимости местного производства, осуществляемого этим хозяйствующим субъектом.
| НЕТ
переход к п.3.3 | ДА
субсидия является запрещенной замещающей субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС;
переход к п.4.1
|
3.3 | Существует ли вероятность того, что результатом предоставления специфической субсидии будет являться нанесение ущерба отрасли национальной экономики любого из государств-членов, за исключением субсидирующего государства-члена?
Нанесение ущерба отрасли национальной экономики должно быть доказано в рамках проведения соответствующего расследования заинтересованным государством-членом.
В этой связи анализ в рамках пункта 3.3 не позволяет прийти к какому-либо однозначному выводу в части классификации субсидии и может представлять собой единственно оценку рисков в связи с предоставлением субсидии для субсидирующего государства-члена. | НЕТ
субсидия с большой степенью вероятности не является запрещенной специфической субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС (принимая во внимание пояснения к пункту 3.3);
переход к п.5.1 | ДА
субсидия с большой степенью вероятности может являться запрещенной специфической субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС (принимая во внимание пояснения к пункту 3.3);
переход к п.4.1 |
4 | Отнесение субсидий к категории субсидий, подпадающих под обилие исключения |
4.1 | Обусловлено ли введение специфической субсидии исключительными обстоятельствами, необходимостью в защите:
а) общественной морали, общественного правопорядка и государственной безопасности;
б) жизни или здоровья людей, животных и растений;
в) национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценности;
г) прав на интеллектуальную собственность;
д) истощаемых природных ресурсов, если подобные меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления. | НЕТ
специфическая субсидия не может быть отнесена к категории субсидий, подпадающих под общие исключения; | ДА
переход к п.4.2 |
4.2 | Возможно ли установить факт того, что целью мер, указанных в пункте 4.1, не является ограничение ввоза промышленных товаров с территории других государств-членов и такие меры не носят дискриминационного характера? | НЕТ
специфическая субсидия не может быть отнесена к категории субсидий, подпадающих под общие исключения; | ДА
специфическая субсидия может быть отнесена к категории субсидий, подпадающих под общие исключения; |
5 | Отнесение субсидии к категории допустимых субсидий |
5.1 | Относится ли субсидия к категории не специфических субсидий по итогам анализа пунктов алгоритма, приведенных в разделах 2 и 3. | НЕТ
переход к пункту 5.2 | ДА
субсидия является допустимой в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС; |
5.2 | Относится ли субсидия к категории обозначенных ниже специфических субсидий, не искажающих взаимную торговлю государств-членов:
а) помощь на исследовательскую деятельность, которая не превышает 75% стоимости промышленных исследований или 50% стоимости разработок на до конкурентной стадии и предоставляется на покрытие расходов на персонал, инструменты, оборудование, землю и сооружения, консультационные и эквивалентные им услуги, дополнительные накладные расходы, другие текущие расходы, понесенные непосредственно в результате исследовательской деятельности (в соответствии с критериями, устанавливаемыми пунктом 1 Приложения N 4 к Соглашению и пунктами 78-81 раздела VII "Специфические субсидии, предоставление которых не является основанием для принятия компенсирующих мер" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС);
б) помощь неблагополучным регионам на территории государства-члена, которая предоставляется в общих рамках регионального развития и соответствует критериям, обозначенным в пункте 2 Приложения N 4 к Соглашению и пунктах 82-83 раздела VII "Специфические субсидии, предоставление которых не является основанием для принятия компенсирующих мер" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС;
в) содействие в адаптации существующих производственных мощностей к новым требованиям в отношении охраны окружающей среды, налагаемым законодательством и (или) нормативными актами, которые влекут за собой дополнительные ограничения и усиление финансового бремени для фирм, при условии, что такое содействие соответствует критериям, обозначенным в пункте 3 Приложения N 4 к Соглашению и пункте 84 раздела VII "Специфические субсидии, предоставление которых не является основанием для принятия компенсирующих мер" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС. | НЕТ
субсидия должна быть рассмотрена в рамках разделов 2 и 3 настоящего алгоритма; | ДА
субсидия является допустимой в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС. |