Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 104. Наблюдение командования воинской части

1. Для избрания данной меры пресечения согласия прокурора не требуется.

2. Постановление об избирании этой меры пресечения объявляется соответствующему начальнику, который об установлении наблюдения доносит рапортом командиру части, справка этого начальника об установлении наблюдения приобщается к уголовному делу.

3. Обвиняемому (подозреваемому) должна быть вручена копия постановления об избрании данной меры пресечения.

4. Военнослужащие, в отношении которых применена указанная мера пресечения, лишаются на это время права ношения оружия, постоянно пребывают под наблюдением своих начальников или суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды.

________________

См.: Инструкция органам дознания Вооруженных сил и иных воинских формирований РФ: Утверждена главным военным прокурором РФ 1 августа 1994 года.

5. В соответствии с п.11 ст.38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" если в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части или заключения под стражу с содержанием на гауптвахте, он не подлежит исключению из списков личного состава в день истечения срока военной службы. Это мера обеспечительного характера, обусловленная проведением в отношении этого военнослужащего предварительного расследования, которая может иметь место только на основании УПК.

6. При избрании в отношении военнослужащих, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, таких уголовно-процессуальных мер пресечения, как наблюдение командования воинской части или заключение под стражу с содержанием на гауптвахте, отказ командира (начальника) воинской части в исключении военнослужащих из списков личного состава воинской части в день истечения срока их военной службы не может рассматриваться как ограничение прав военнослужащих и нарушение закона.

________________

См.: О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 // Рос.газета. - 2014. 4 июня.

7. Исходя из содержания ст.2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащими, о которых идет речь в к.с., являются:

________________

См.: Собр. законодательства РФ. - 1998. - N 22. - Ст.2331.


- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

8. Причем граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.