1. Протокол задержания должен быть составлен "после доставления". Под доставлением понимается осуществляемое под контролем сотрудников правоохранительных органов или же принудительное препровождение физического лица из места его фактического задержания в указанный в ч.1 к.с. орган или к соответствующему должностному лицу для решения вопроса о его задержании. Лицо считается доставленным, а доставление завершенным, после того как доставляемый перешагнул порог здания, где размещен орган дознания либо вошел в кабинет к следователю. Причем доставленным он считается сразу же после того, как им было осуществлено одно из вышеуказанных действий.
2. Следует стремиться к осуществлению доставления как можно в более короткий срок.
3. С того момента как лицо, подозреваемое в совершении преступления, впервые под контролем сотрудников правоохранительных органов или же в связи с осуществленным в отношении него принуждением переступило порог служебного помещения, где расположен орган, уполномоченный принимать решение о задержании; до окончательного заполнения всех граф протокола задержания и его подписания не должно пройти времени более 3 часов.
4. Права лицу, подозреваемому в совершении преступления, разъясняются еще до завершения составления протокола. Поэтому правоприменителю следует иметь в виду, что время разъяснения прав, предусмотренных ст.46 УПК, должно быть более ранним, чем время составления протокола задержания.
5. В срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания. Но задержание как уголовно-процессуальное действие возможно лишь после возбуждения уголовного дела. Соответственно 3-часовой срок распространяется и на решение о возбуждении уголовного дела.
6. Законодатель употребил термин "составлен" применительно к оформлению протокола задержания. "Составлен" протокол задержания будет лишь тогда, когда в него внесены все необходимые сведения и поставлены во всех местах, где того требует закон, подписи.
7. Частью 1 ст.11 УПК на следователя (дознавателя и др.) возложена обязанность разъяснять участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность. Во исполнение данной нормы при задержании лицу, подозреваемому в совершении преступления, должны быть разъяснены не только его права, но и обязанности, а также ответственность. Причем рекомендуется разъяснять не только права, предусмотренные ст.46 УПК, а все права и обязанности подозреваемого.
8. Как следует из ч.2 к.с., в протоколе должно быть отражено "место" задержания. В данном случае речь идет о месте фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а не о месте составления протокола задержания. Исходя из структуры рассматриваемого процессуального документа, в нем обычно отведена специальная графа для фиксации места фактического задержания лица, а указание на место составления протокола могло бы ограничиться лишь наименованием населенного пункта, где он составлен. Однако в протоколе задержания необходимо отражать не только наименование населенного пункта, где составлен протокол, но и точный адрес кабинета (учреждения), где производен личный обыск лица, подозреваемого в совершении преступления, а значит, обычно и составлен протокол задержания.
9. Производство личного обыска при задержании - обязанность следователя (дознавателя и др.). Данное утверждение зиждется на положениях ч.2 к.с.
10. Как следует из ч.2 к.с., протокол задержания подписывается также лицом, подозреваемым в совершении преступления. Если последний откажется подписать протокол задержания, следователь (дознаватель и др.) согласно ст.167 УПК вносит в указанный документ соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя (дознавателя и др.), а также подписями защитника (если он при этом присутствует) и понятых. Причем лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое рекомендуется заносить в данный протокол.
11. Если лицо, подозреваемое в совершении преступления, в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола задержания производится в присутствии защитника (законного представителя, представителя) и (или) понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.
12. Двенадцатичасовой срок, о котором идет речь в ч.3 к.с., рекомендуется исчислять не собственно с момента оформления процессуального решения о задержании и даже не с времени "фактического доставления лица к следователю", как пишут некоторые авторы, а с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
________________
См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2003. - С.167.
13. Передача надзирающему прокурору письменного установленной формы сообщения о задержании не право, а обязанность следователя (дознавателя и др.), которым было принято решение о применении названной меры процессуального принуждения. Исключений из этого правила нет.
14. Следователь (дознаватель и др.) в течение 12 часов с момента фактического задержания должен "сообщить" прокурору о задержании, а прокурор получить данное сообщение. Если в указанный промежуток следователь (дознаватель и др.) направил прокурору сообщение о задержании, но прокурор получил его по окончании названного в ч.3 к.с. УПК срока, следователем (дознавателем и др.) нарушены требования закона. Данное обстоятельство может иметь следствием привлечение следователя (дознавателя и др.) к дисциплинарной ответственности.
15. Четвертая часть к.с. посвящена допросу подозреваемого и обеспечению его свидания с защитником, прежде чем следователь (дознаватель и др.) приступит к его допросу. Причем допрос подозреваемого - это следственное действие, в ходе которого следователем (дознавателем и др.) в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) допрашиваемого лица, в нашем случае подозреваемого, результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса.
16. Подозреваемый, задержанный в соответствии со ст.91 и 92 УПК или заключенный под стражу, вызывается через администрацию мест содержания под стражей подозреваемых.
17. Порядок действий во время первого допроса лица в качестве подозреваемого следующий:
1) устанавливаются анкетные данные лица:
а) фамилия, имя, отчество;
б) дата рождения;
в) место рождения;
г) место жительства и (или) регистрации (номер домашнего телефона, если таковой имеется);
д) гражданство;
е) образование;
ж) семейное положение, состав семьи;
з) место работы или учебы (номер служебного телефона, если таковой имеется);