1. Законодатель не пояснил, что им понимается под "исключительным случаем". Известно лишь то, что данное словосочетание им используется также в чч.1 и 2 ст.108, ч.3 ст.109 УПК применительно к заключению под стражу, а равно в ч.1 ст.124, ч.5 ст.162, ч.5 ст.165, ч.7 ст.259 УПК применительно к иным уголовно-процессуальным институтам. Правоприменителю предоставлена возможность самому решать, имел место или нет исключительный случай. Именно он будет признавать (или нет) те или иные обстоятельства исключительными.
2. Закрепление в к.с. требования избирать меру пресечения в отношении "подозреваемого" лишь в исключительных случаях, по крайней мере, должно ориентировать правоприменителя на необходимость аргументации данной исключительности. Эту аргументацию рекомендуется излагать в соответствующем постановлении об избрании меры пресечения.
3. В к.с. закреплено право следователя (дознавателя и др.) при соблюдении указанных здесь условий и наличии фактических оснований принять решение об избрании к лицу, подозреваемому в совершении преступления, (подозреваемому) одной из предусмотренных законом мер пресечения. А это означает, что даже когда принятие рассматриваемого решения могло бы способствовать успешному решению задач предварительного расследования, следователь (дознаватель и др.) не обязан выносить соответствующее постановление, возбуждать перед судом ходатайство о заключении лица под стражу или об избрании в отношении него такой меры пресечения, как домашний арест.
4. Другое дело суд. Если следователь (дознаватель и др.) обратился в суд с ходатайством об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, (подозреваемого), меры пресечения (заключения под стражу или домашнего ареста), суд обязан рассмотреть данное ходатайство с учетом условия об исключительности избрания меры пресечения в отношении "подозреваемого" и обстоятельств, перечисленных в ст.99 УПК. При соблюдении предусмотренных для избрания вышеуказанных мер пересечения условий и наличии фактических оснований избрания мер пресечения суд не только вправе, он обязан принять решение о заключении лица под стражу или применении к нему меры пресечения - домашнего ареста.
5. По общему правилу обвинение подозреваемому должно быть предъявлено "не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения". Указанный срок продлению не подлежит, не только когда к подозреваемому применена мера пресечения - заключение под стражу. Это правило касается каждого случая избрания в отношении подозреваемого какой-либо из мер пресечения.
6. "Не позднее 10 суток" означает, что если обвинение предъявлено на десятые сутки, то данное требование не нарушено.
7. В ч.2 ст.128 УПК закреплено правило, согласно которому, если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Данное правило не распространяется на исчисление рассматриваемых сроков, когда к подозреваемому применена одна из мер пресечения - заключение под стражу или домашний арест.Когда же в отношении подозреваемого избрана любая иная мера пресечения, буквальное толкование ч.2 ст.128 УПК позволяет нам утверждать, что данное правило будет действовать.
8. Теперь разберемся с моментом применения меры пресечения. У разных мер пресечения он неодинаков. Так, обязанность соблюдения указанных в постановлении об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста запретов возлагается на не являющееся обвиняемым лицо сразу после ознакомления его с текстом названного процессуального документа. С этого момента данная мера считается применяемой.
9. Подписка о невыезде и надлежащем поведении применяется также сразу после того, как завершено ознакомление лица с постановлением об избрании данной меры пресечения. Однако в отличие от домашнего ареста применение здесь начинается с отобрания у подозреваемого следователем (дознавателем и др.) определенного рода документа - подписки.
10. Аналогичен момент применения личного поручительства и присмотра за несовершеннолетним подозреваемым. Данные меры пресечения начинают реализовываться в процессе оформления письменного обязательства заслуживающего доверия лица (родителя, опекуна, попечителя, должностного лица специализированного детского учреждения, в котором не являющееся обвиняемым лицо находится) о том, что оно ручается за то, что подозреваемый будет в назначенный срок являться по вызовам следователя (дознавателя и др.) и (или) в суд, а также не станет иным путем препятствовать уголовному судопроизводству и т.д.
11. Наблюдение командования воинской части за являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, подозреваемым состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных сил РФ, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом предусмотренных пп.2 и 3 ст.102 УПК обязательств. Применение данной меры пресечения начинается одновременно с началом реализации первой из названных, предусмотренных уставами Вооруженных сил РФ мер.
12. Применение залога начинается сразу же после оформления протокола о принятии залога и вручении копии такового залогодателю.
13. Заключение под стражу применяется ("осуществляется на деле") не самим следователем (дознавателем и др.). Больше всего времени указанную меру пресечения применяют сотрудники следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, а также следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности. Начинается же подобного рода применение со специфического рода фактического задержания.
14. Однако не следует это задержание путать с тем, о котором идет речь в ст.91 и 92 УПК. Там на момент фактического задержания нет постановления об избрании меры пресечения, здесь есть. Там уголовное дело может быть не возбуждено, здесь обязательно уголовное дело уже имеется. Там специфические фактические основания, закрепленные в ст.91 УПК, а юридическое основание - протокол задержания подозреваемого (постановление о задержании). При задержании во исполнение постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу фактические основания задержания те же, что и основания избрания меры пресечения, а юридическое основание - постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Осуществляемое в соответствии со ст.91 и 92 УПК фактическое задержание может быть произведено в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления (не являющегося подозреваемым), задержание в целях применения заключения под стражу в порядке к.с. всегда реализуется в отношении подозреваемого.
15. Для того чтобы у следователя (дознавателя и др.) появилось право предъявить подозреваемому обвинение не в течение 10 дней, а в 30-суточный срок, достаточно, чтобы имелись фактические основания обоснованного подозрения лица в совершении хотя бы одного из указанных в ч.2 к.с. составов преступления. Только признаки объективной стороны именно выше перечисленных составов позволяют следователю (дознавателю и др.) собирать доказательства, позволяющие предъявить лицу обвинение в течение 30 суток, а не в течение 10 дней.
16. Обвинение при этом обязательно должно включать хотя бы один из указанных составов преступления. Если лицо подозревалось в совершении, к примеру, диверсии, но по истечении более чем 10 суток обвинение ему было предъявлено в совершении только преступления, предусмотренного ч.3 ст.293 УК (халатность), - требования к.с. нарушены.
17. См. также комментарий ст.10, 46, 97-99, 108 УПК.
________________
Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Избрание меры пресечения в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления (подозреваемого). Комментарий к ст.100 УПК. - [Электронный ресурс]. - М., 2004.