Действующий

О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет

3.2. Система контентной фильтрации Минобрнауки России


Базовые принципы организации СКФ в ОО, изложенные в Методических материалах, закрепляют следующие основные принципы:

- Минобрнауки России формирует рекомендации по организации системы ограничения доступа к сети "Интернет" в образовательных организациях в виде набора методических материалов, образцов нормативных документов и Классификатора информации (перечня интернет-ресурсов, доступ к которым должен быть закрыт). При этом на региональном и муниципальном уровнях материалы и Классификатор могут быть доработаны с учетом особенностей региона и учебных заведений в муниципальном образовании.

- Классификация информации осуществляется, как правило, специальными экспертно-консультативными органами (советами) при органах управления образованием разных уровней.

- Классификатор информации состоит из двух разделов: 1) классификатор информации, запрещенной законодательством Российской Федерации к распространению. Данный классификатор обязателен к применению без изменений; 2) классификатор информации, не имеющей отношения к образовательному процессу, может состоять из общей части, применяемой без изменений на всей территории Российской Федерации, и части, рекомендуемой к использованию в данном регионе или муниципальном образовании.

- Образовательные организации являются уровнем практической реализации мероприятий по ограничению доступа учащихся к интернет-ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу. При этом основанием для внедрения соответствующих программно-технических средств является утверждение образовательными организациями правил использования сети "Интернет", имеющих статус локальных правовых актов.

- Политика доступа в Интернет определяется образовательной организацией самостоятельно. При этом образовательная организация должна руководствоваться:

- законодательством Российской Федерации;

- специальными знаниями, в том числе полученными в результате профессиональной деятельности по рассматриваемой тематике;

- интересами обучающихся, целями образовательного процесса;

- рекомендациями профильных органов и организаций в сфере классификации ресурсов сети "Интернет".

- Образовательная организация несет ответственность за невыполнение функций в рамках своей компетенции.

- Техническое ограничение доступа пользователей к нежелательной информации (фильтрация) осуществляется непосредственно на клиентских рабочих местах, для чего используются специальные программные решения фильтрации, рекомендованные Минобрнауки России.

- Информация об обнаруженных информационных интернет-ресурсах передается на специальную "горячую линию".

Достоинствами реализованной системы ограничения доступа к информации являются:

- самостоятельность образовательных организаций в формировании политики доступа в Интернет. Данный подход позволяет максимально полно (в рамках образовательной организации) реализовывать принцип права и конечной ответственности родителей за защиту детей от нежелательной информации;

- установка СКФ на конечные пользовательские компьютеры обеспечивает максимальную простоту развертывания: не требуется создания, внедрения и поддержки централизованных систем и инфраструктуры, также не требуется дополнительного оборудования в школах;

- данная система позволяет легко реализовать дифференцированный доступ учащихся к информации в зависимости от их возрастной категории, так как идентификация пользователя и применение политик доступа в Интернет осуществляются непосредственно на рабочем месте пользователя;

- относительная простота всего комплекса мер, что упрощает внедрение.

Среди недостатков следует отметить:

- создание многоуровневой системы экспертно-консультативных советов представляется избыточным. Результат работы каждого из этих уровней носит рекомендательный характер, при том, что окончательное решение принимается в образовательной организации. При этом доступ образовательных организаций к квалифицированным экспертам не описан, поэтому реализовать в полной мере свои права на определение политики доступа организации не в состоянии;

- предоставление возможности учесть региональные особенности при формировании политики доступа к сетевым ресурсам требует экспертизы. Данный механизм может оказывать деструктивное влияние на целостность федерации. При этом наличие таких региональных особенностей, которые могут отразиться в различиях политики доступа детей к информации, не очевидно;

- не определено, какие именно изменения могут быть внесены в Классификатор информации на каждом уровне. Ужесточение политики на нижних уровнях не является проблемой, но ослабление политики представляет собой проблему администрирования и контроля;

- не описана схема обновления Классификатора информации на региональном уровне. Процедура обратной связи построена на обобщении опыта образовательных организаций на муниципальном и региональном уровнях, при этом не закладываются средства автоматизации. Такой механизм не отвечает требованиям оперативного реагирования на вновь возникающие угрозы;

- система не рассматривает наличие иных государственных механизмов контроля доступа к сетевым ресурсам. Поэтому ограничение доступа к интернет-ресурсам, запрещенным на территории России, должно осуществляться наряду с интернет-ресурсами, закрытыми для детей. Такое дублирование фильтрации не усиливает защиту, а только снижает скорость доступа в сеть за счет дополнительной нагрузки на СКФ. Также такой механизм предполагает постоянное обновление Классификатора Минобрнауки России от Единого реестра, что увеличивает время реакции и вводит дополнительные точки взаимодействия;

- отсутствует механизм "реабилитации" страниц, которые блокируются СКФ на основе правил автоматического анализа контента, но при этом являются легальными;

- не предусмотрены точки интеграции системы в мировую систему контроля за распространением запрещенной информации, что снижает уровень защиты от нежелательного контента, размещенного за рубежом, и увеличивает объем анализа зарубежных интернет-ресурсов на соответствие политике, при том, что такой анализ мог быть уже сделан другими организациями;

- ответственность образовательной организации за доступ к интернет-контенту, не соответствующему целям образования, а также за неиспользование системы контент-фильтрации при организации доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";

- не все образовательные организации способны внедрить и поддерживать у себя локальные фильтры. Еще сложнее это делать для детей, обучающихся на дому. Кроме того, разнообразие средств доступа в сеть "Интернет" и ПО, установленного на них, усложняет задачу разработки универсального локального фильтра;