Действующий

О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет

3.1. Предпосылки проведения работ


С целью организации работы по ограничению доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети "Интернет", содержащим информацию, не совместимую с задачами образования, Министерством образования и науки Российской Федерации в 2006 году были разработаны базовые принципы организации работы систем контентной фильтрации доступа к сети "Интернет" в образовательных организациях, которые легли в основу документа "Методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих ограничение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети "Интернет", содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания".

Вместе с этим Минобрнауки России разработало единую систему контент-фильтрации доступа к сети "Интернет" и "Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети "Интернет", реализованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Однако в настоящее время задача ограничения доступа обучающихся ОО к ресурсам сети "Интернет" в полной мере не решена.

В этой связи можно выделить следующий ряд причин:

- не все ОО имеют возможность обеспечить приобретение, настройку и эксплуатацию персональных контентных фильтров. Еще сложнее это сделать для детей, обучающихся на дому;

- отсутствуют технологические инструменты адресного контроля за осуществлением фильтрации интернет-контента при использовании сети "Интернет" в 00;

- СКФ изолирована и не взаимодействует с внутригосударственными системами и иными организациями и базами данных интернет-ресурсов;

- отсутствует описание современных технических требований к СКФ, которые могли бы обеспечивать качество фильтрации контента в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- порядок актуализации Перечня категорий интернет-контента, не совместимого с задачами образования обучающихся, доступ к которому для ОО должен быть ограничен, разработанного Минобрнауки России, не отвечает современным требованиям по оперативности реагирования на изменения, происходящие в сети "Интернет" (далее - Перечень категорий интернет-контента);

- контроль за ограничением доступа к интернет-ресурсам, содержащим информацию, запрещенную на территории Российской Федерации, обеспечивается Федеральной службой по надзору в сфере связи (в соответствии со ст.15.1 и 15.2 Федерального закона N 149-ФЗ).

Вместе с этим в связи с вступлением в силу федеральных законов N 436-ФЗ, N 139-ФЗ и N 187-ФЗ Минобрнауки России необходимо провести работу по актуализации Перечня видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, структурированной по категориям. При этом предусматривается его последующая доработка, например, в случае изменения законодательства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, для решения поставленной задачи необходимо разработать комплекс организационных, нормативных и технических рекомендаций, обеспечивающих построение эффективной системы защиты детей от нежелательной информации (контента), размещенной в сети "Интернет", носящей противоправный или не соответствующий целям обучения учащихся ОО характер (далее - Рекомендации).

При разработке Рекомендаций также следует учесть опыт функционирования единой системы контент-фильтрации доступа к сети "Интернет", реализованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Для всесторонней проработки указанного вопроса необходимо в дальнейшем детализировать требования к организации ограничения доступа к информации (контенту), размещенной в сети "Интернет", носящей противоправный или не соответствующий целям обучения учащихся ОО характер, а именно:

- функциональные и технические требования к СКФ;

- унифицированные требования к операторам связи (интернет-провайдерам) по обеспечению организации работы СКФ;

- функциональные и технические требования к реализации централизованного ведения реестра информации, носящей противоправный или не соответствующий целям обучения учащихся характер;