Действующий

О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет

3.9. Зарубежный опыт борьбы с запрещенной информацией в сети "Интернет" и межгосударственного взаимодействия


На сегодняшний день большинство развитых стран мира прибегают к фильтрации интернет-контента и другим ограничениям свободы в сети "Интернет". При этом применяются различные технические решения: блокирование интернет-ресурсов по IP-адресу, искажение DNS-записей, блокирование сайтов по URL, пакетная фильтрация, фильтрация через HTTP прокси-сервер.

Следует отдельно отметить фильтрацию контента на основании возрастной маркировки (по аналогии с видео- и аудиопродукцией средств массовой информации). В США и странах Евросоюза разрабатывались проекты возрастной маркировки контента в Интернете. Однако с развитием Интернета стало очевидно, что маркировка контента не решает поставленных задач.

По результатам специального исследования было указано, что контент в Интернете, в отличии от других форм контента (фильмов на CD/DVD, телепередач и видеоигр), распределен в пространстве и во времени и не имеет единого источника. Это делает невозможным внедрение национальной или международной системы маркировки контента, поскольку сроки внедрения с учетом возможных законодательных и этических проблем делают саму систему классификации неэффективной.

Более того, исследования показали, что в большинстве случаев родители предпочитают сами делать индивидуальный выбор в отношении собственных детей. При этом часто родители не считают маркировку справедливой и подходящей для их ребенка.

В результате было принято решение отказаться от маркировки контента в Интернете в странах Евросоюза.

Одной из наиболее эффективных моделей регулирования Интернета, по мнению международного сообщества, является принцип саморегулирования.

В основе принципов лежат три базовых положения:

- Интернет-компании и интернет-платформы, позволяющие размещать пользовательский контент (социальные медиа), берут на себя обязательства разрабатывать и встраивать настройки безопасности, позволяющие родителям ограничить доступ ребенка к нежелательному контенту. При этом речь идет не о навязанной пользователю контентной фильтрации на уровне магистрального провайдера, а именно о пользовательских настройках безопасности, которые являются добровольным выбором пользователя и не ограничивают его права на доступ к информации.

- Интернет-компании предоставляют пользователям возможность сообщить о неприемлемом контенте и реагируют на жалобы пользователей.

- Настоящий механизм уведомления интернет-платформы пользователем основывается на четких и прозрачных правилах и политиках размещения пользовательского контента, его удаления и ограничения доступа к нему, которые разрабатываются и публикуются интернет-компаниями.

Примерами реализации саморегулирования являются специальные безопасные режимы работы поисковых систем (google), систем хостинга пользовательского контента (youtube).

Наиболее распространенным в мире инструментом сбора информации о нелегальном контенте в Интернете является организация "горячих линий" с пользователями. Работа "горячих линий" осуществляется в сотрудничестве с правоохранительными и иными государственными органами, операторами систем технического ограничения доступа к информации, общественными и образовательными организациями, экспертами.

"Горячие линии" работают, как правило, в рамках страны пребывания. В рамках Евросоюза успешно реализуется механизм борьбы с противозаконным контентом, размещенным вне страны обнаружения. Собранная информация передается в страну размещения контента по линии общественных организаций, поддерживающих "горячие линии". Такие организации объединены в единую сеть INHOPE, а операторы национальных "горячих линий" являются национальными узлами этой сети. "Сигнал" передается в страну размещения противозаконного интернет-ресурса на национальный узел, который направляет информацию правоохранительным или иным уполномоченным органам своей страны.

Как показала практика INHOPE, такой обмен информацией намного эффективнее и реализуется быстрее прямого полицейского взаимодействия.

Представляется целесообразным Оператору Реестра НСОР обеспечить взаимодействие со специализированными организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере выявления противоправного и не соответствующего целям образования контента. Взаимодействие должно носить технический характер обмена базами данных.