Закон N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет механизм физического ограничения доступа к запрещенной информации в сети "Интернет".
Данный механизм предусматривает создание федерального реестра сетевых адресов, доменных имен и указателей страниц, содержащих информацию, распространение которой в России запрещено. Доступ к интернет-ресурсу, внесенному в Единый реестр, блокируется оператором связи, предоставляющим доступ к сети "Интернет" данному ресурсу.
Решение о включении в Единый реестр может быть принято как в судебном порядке, при признании информации запрещенной к распространению на территории России, так и в внесудебном порядке на основании решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Внесудебный порядок может быть принят в отношении следующих видов информации:
- материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
- информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
- информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
- информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами.
Данный механизм, в целом, универсален и может быть применен к информации различного рода.
Перечень запрещенной информации определяется данным законом и может быть расширен дополнительными законами. В настоящее время принят один закон, расширяющий перечень запрещенной информации, - Закон N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
Перечень информации, для которой применим внесудебный порядок, определен данным законом. Закон N 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях" расширяет применение блокировки информационного интернет-ресурса по решению федерального органа исполнительной власти, но в этом случае решение принимается на основании решения суда о применении обеспечительных мер.
Необходимо отметить недостатки существующей реализации данного механизма. Операторы связи без больших затрат могут реализовать блокировку по IP-адресам и доменным именам. Однако при использовании таких средств заблокированными могут оказаться большое число законных интернет-ресурсов. Точную блокировку может обеспечить блокировка по URL, однако реализация такого механизма может потребовать более существенных затрат от операторов связи. Также осуществление фильтрации по URL уменьшает скорость доступа к информации, что является негативным фактором развития интернет-индустрии и экономики в целом.
Также указанный механизм не обеспечивает надежного ограничения доступа к информационным интернет-ресурсам, размещенным за пределами Российской Федерации. Ограничение доступа к зарубежным информационным интернет-ресурсам требует организации международного взаимодействия по вопросам борьбы с распространением запрещенной информации, а также путем введения практики фильтрации в точке подключения пользователей к сети "Интернет".
Представляется целесообразным реализовать универсальный механизм блокировки информационных интернет-ресурсов на уровне URL, обеспечивающий блокировку как входящего, так и исходящего потоков запросов, при этом обеспечивающего минимальную дополнительную задержку для легального трафика.