Действующий

О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет

1.2. Обзор текущей ситуации


Обзор текущей ситуации дан в Приложении 1 к настоящему документу, в котором описана общая постановка задачи в контексте общей ситуации с ограничением доступа к информации в сети "Интернет", а также кратко описываются действующие практические механизмы обеспечения таких ограничений.

Следует сразу отметить, что базовые принципы организации СКФ в образовательных организациях были отражены в документе "Методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети "Интернет", содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания", подготовленном Минобрнауки России в 2006 году.

Основные выводы по текущей ситуации в связи с поставленной задачей следующие:

- Не все образовательные организации способны внедрить и поддерживать у себя локальные фильтры. Еще сложнее это делать для детей, обучающихся на дому.

- Контроль доступа к интернет-ресурсам, содержащим информацию, запрещенную на территории Российской Федерации, обеспечивается федеральной службой по надзору в сфере связи.

- Механизм актуализации списка ограничения доступа не отвечает современным требованиям по оперативности.

- Система изолирована и не взаимодействует с внутригосударственными системами и иными организациями и базами данных интернет-ресурсов.

- Отсутствует описание современных технических требований к системам фильтрации, которые могли бы обеспечивать качество фильтрации контента в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

- Осуществление ограничения доступа описано как ограничение доступа к интернет-ресурсам, а не информации (контенту), размещенному в сети "Интернет", как этого требует Федеральный закон Российской Федерации.

- Отсутствуют технологические инструменты адресного контроля за осуществлением фильтрации интернет-контента при использовании сети "Интернет" в образовательных организациях.

На основе данных выводов разработана возможная модель развития СКФ в рамках образовательного процесса, которая отражена в Приложении 2 к настоящему документу. При разработке учитывались как результаты анализа текущей ситуации, так и существующие нормативно-правовые акты:

- Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";

- Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

- Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях";

- Методические материалы;

- "Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети "Интернет", реализованной Министерством образования и науки Российской Федерации", Минобрнауки России, 2011 г.

В разделе 2 настоящего документа описан сценарий взаимодействия основных участников в рамках организации работы СКФ, разработанный на основе предложенной модели.