Комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(постатейный)

(в редакции Федеральных законов от 2 июля 2013 года N 188-ФЗ, от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ, от 4 июня 2014 года N 140-ФЗ и от 21 июля N 224-ФЗ)
3-е издание, переработанное и дополненное



Введение


Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - комментируемый Закон) принят на смену Федеральному закону от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Соответственно, законодательство РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений заменено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Законопроект, принятый в качестве комментируемого Закона (при внесении в Государственную Думу законопроект имел название "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг"), разработан во исполнение поручения Президента РФ от 28 марта 2011 года N Пр-772 о необходимости разработки и внесения пакета законопроектов, направленных на комплексное совершенствование законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок и формирование федеральной контрактной системы, а также утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой.

В отношении необходимости принятия комментируемого Закона, его концепции и целей в пояснительной записке к его проекту отмечалось следующее:

разработка принципиально нового закона была необходима в связи с тем, что комплекс проблем в российском государственном заказе невозможно решить в рамках внесения изменений в действующее законодательство РФ в сфере государственных закупок;

законопроект учитывает имеющийся опыт осуществления государственных и муниципальных закупок, а также международную практику, в том числе основные положения модельного законодательства Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);

целями законопроекта являются существенное повышение качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, обеспечение прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд;

законопроект регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, осуществлением закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, мониторингом, контролем и аудитом за соблюдением требований, предусмотренных законопроектом.

В качестве наиболее существенных новелл проекта комментируемого Закона его авторами названы:

1) размещение на официальном интернет-сайте для неограниченного доступа не только информации о проведении процедур, но и планов закупок, результатов аудита контракта. Публикации подлежат все существенные действия заказчика: обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта;

2) введение института общественного контроля за государственными закупками. В законопроекте предусмотрено положение о создании общественного совета по контролю за государственными закупками, наделенного конкретными полномочиями, вплоть до включения членов совета в конкурсные комиссии заказчиков;

3) введение института контрактной службы заказчиков - подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок. Сотрудники контрактной службы несут персональную ответственность за соблюдение требований, предусмотренных законопроектом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта;

4) изменение подхода к определению исполнителя контракта. Перечень возможных процедур расширен таким образом, чтобы в зависимости от предмета закупки заказчик мог определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников. Основной способ выбора исполнителя - открытый одноэтапный конкурс, что соответствует рекомендациям ЮНСИТРАЛ и мировой практике в целом. Электронный аукцион сохраняется только для закупок простых, типовых товаров;

5) установление запрета на заключение контракта с единственным поставщиком в случае, если процедура не состоялась. Для таких ситуаций предусмотрено использование упрощенной короткой процедуры запроса предложений;

6) введение антидемпинговых мер, а именно установление обязанности участника размещения заказа при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, представить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование;

7) введение процедуры изменения и расторжения контракта. При этом возможность изменения или расторжения контракта должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и в контракте;

8) введение качественного аудита результатов исполнения контрактов;

9) утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой.

При этом следует учитывать, что к моменту принятия данного Закона в окончательной редакции отдельные из указанных новелл претерпели существенные изменения.

В  конце 2013 года был принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым в действующее законодательство внесены изменения, направленные на унификацию терминологии (законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок имеет терминологический аппарат, отличающийся от законодательства о размещении заказов). Этим же Федеральным законом внесен ряд существенных изменений в комментируемый Закон.

________________

www.pravo.gov.ru, 2013, 30 декабря.

Комментарий к главе I. Общие положения

     

     

Комментарий к статье 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Комментируемая статья согласно ее названию определяет сферу применения комментируемого Закона. Ранее подобным образом в ст.1 Закона о размещении заказов был определен предмет регулирования названного Закона, т.е. общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

В качестве элементов сферы применения комментируемого Закона часть 1 данной статьи называет:

1) планирование закупок товаров, работ, услуг; 2) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключение контрактов; 4) особенности исполнения контрактов; 5) мониторинг закупок товаров, работ, услуг; 6) аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроль в сфере закупок.

При этом в п.3 и 7 данной части соответственно в юридико-технических целях введены сокращения:

контракт - для обозначения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени России, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.1, 4 и 5 ст.15 комментируемого Закона;

контроль в сфере закупок - для обозначения контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Прежде в ч.1 ст.1 Закона о размещении заказов в рамках определения его предмета указывалось, что названный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (при этом в юридико-технических целях было введено сокращение "размещение заказа"), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов. Соответственно, сфера применения комментируемого Закона расширена за счет включения в нее таких элементов, как: планирование закупок товаров, работ, услуг; мониторинг закупок товаров, работ, услуг; аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроль в сфере закупок.

Часть 1 комментируемой статьи наряду с определением сферы применения комментируемого Закона указывает также его цели - повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Ранее в части 1 ст.1 Закона о размещении заказов в качестве его целей указывались обеспечение единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Как видно, в ч.1 комментируемой статьи цели комментируемого Закона определены не так детально.

2. В положениях ч.2 комментируемой статьи определены изъятия из сферы действия комментируемого Закона. Так, в соответствии с п.1 данной части комментируемый Закон не применяется к отношениям, связанным с оказанием услуг, во-первых, международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Россия, и, во-вторых, международными финансовыми организациями, с которыми Россия заключила международные договоры.

Ранее такое правило было закреплено в ч.2 ст.1 Закона о размещении заказов. При этом предусматривалось, что перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством РФ. Соответствующим актом является распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2007 года N 1968-р, которым утвержден следующий Перечень международных финансовых организаций, на которые при размещении заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд не распространяются положения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд":

________________

СЗ РФ, 2008, N 2, ст.124.

1) международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, в которых участвует Россия:

Международный банк реконструкции и развития;

Международная ассоциация развития;

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций;

Международная финансовая корпорация;

Европейский банк реконструкции и развития;

Черноморский банк торговли и развития;

Евразийский банк развития;

Межгосударственный банк;

Международный инвестиционный банк;

Международный банк экономического сотрудничества;

2) международные финансовые организации, с которыми Россия заключила международные договоры:

Европейский инвестиционный банк;

Северный инвестиционный банк.

Согласно п.2 ч.2 комментируемой статьи, содержащему нововведение комментируемого Закона, из сферы действия комментируемого Закона изъяты отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральными законами от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

________________

СЗ РФ, 2004, N 34, ст.3534.

СЗ РФ, 1995, N 17, ст.1455.


Первый из названных Законов согласно его преамбуле (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения. В преамбуле второго из названных Законов (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2011 года N 424-ФЗ) указано, что этот Закон в целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.

________________

СЗ РФ, 2005, N 1 (ч.I), ст.25.

www.pravo.gov.ru, 2011, 9 декабря.


Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ рассматриваемая часть дополнена пунктом 3, в соответствии с которым комментируемый Закон не применяется к отношениям, связанным с закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ. Указанные отношения охватываются сферой действия Федерального закона от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", который согласно его преамбуле устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота).

________________

СЗ РФ, 1998, N 13, ст.1463.


Воспроизводя положения ч.4 ст.1 Закона о размещении заказов, Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ также включил в рассматриваемую часть п.4 и 5, исключающие из сферы действия комментируемого Закона:

отношения, связанные с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с УПК РФ (данный Кодекс согласно ч.1 его ст.1 устанавливает порядок уголовного судопроизводства на территории РФ) либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с ГПК РФ (данный Кодекс согласно ч.1 его ст.1 устанавливает порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции) (п.4);

отношения, связанные с привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (п.5). Названным Законом согласно ч.1 его ст.1 устанавливаются основные гарантии реализации права граждан РФ на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в России, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

________________

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.