26. Методическая деятельность военно-учебных заведений имеет целью совершенствование методики, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, повышение педагогического мастерства руководящего состава, преподавательского состава и командиров подразделений слушателей (курсантов).
Центром методической деятельности является кафедра.
27. Методическая деятельность военно-учебного заведения включает:
разработку и внедрение в образовательный процесс военно-учебного заведения образовательных технологий, а также их совершенствование;
организацию и проведение учебно-методических сборов, совещаний, научно-методических конференций, семинаров и методических занятий;
рассмотрение методик обучения на заседаниях ученых советов (советов), кафедр и предметно-методических комиссий;
повышение педагогического мастерства руководящего и преподавательского состава и командиров подразделений слушателей (курсантов);
организацию и проведение контроля учебных занятий;
проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс;
разработку учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий;
изучение, обобщение и распространение опыта педагогической работы.
28. Методическую деятельность в военно-учебном заведении (филиале, институте) организует учебно-методический центр (отдел), который разрабатывает план методической деятельности на учебный год и контролирует его выполнение. Мероприятия плана методической деятельности включаются в план-календарь основных мероприятий вуза (филиала, института, факультета), разрабатываемый на месяц.
29. В целях координации деятельности вуза по организации методической деятельности, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, оказания помощи преподавательскому составу в повышении их педагогической квалификации создается методический кабинет.
Методический кабинет ежемесячно планирует и организует проведение лекций, докладов, научных сообщений и консультаций по обучению, обеспечивает накопление научно-методических материалов, ведет библиографию, организует проведение всех видов методических занятий и ведет их учет, выпуск методических сборников (бюллетеней), выставки педагогической и методической литературы. На базе методического кабинета организуются и проводятся заседания межкафедральных предметно-методических комиссий, показные и инструкторско-методические занятия, а также занятия с начинающими преподавателями.
30. Повышение педагогического мастерства руководящего и преподавательского состава, командиров подразделений слушателей (курсантов) осуществляется в ходе проведения учебно-методических сборов, совещаний, научно-методических конференций, семинаров и методических занятий, при рассмотрении методик обучения на заседаниях ученых советов (советов), кафедр и предметно-методических комиссий.
31. Учебно-методические (методические) сборы проводятся в вузе, филиале, институте, на факультете и кафедре. На сборах подводятся итоги работы за предшествующий период обучения, вырабатываются единые подходы к образовательной деятельности; проводятся методические занятия, организуется чтение лекций, даются указания по реализации в образовательном процессе новых требований руководящих документов и опыта войск.
Учебно-методические (методические) сборы руководящего состава вузов, начальников кафедр и преподавателей вузов, командиров подразделений слушателей (курсантов) вузов проводятся по планам начальников, которым подчинены вузы, и по планам Главного управления кадров.
32. Методические совещания проводятся на факультетах, кафедрах, в подразделениях слушателей (курсантов) в целях рассмотрения конкретных вопросов методики проведения учений, военных игр, комплексных учебных занятий, обеспечения взаимосвязи дисциплин и иным вопросам организации образовательного процесса. Совместные совещания нескольких кафедр (межкафедральные совещания) организуются и проводятся начальником вуза (филиала, института, факультета), его заместителями, начальником учебно-методического центра (отдела) или начальником одной из кафедр.
33. Научно-методические конференции и семинары проводятся в военно-учебных заведениях (филиалах, институтах), на факультетах и кафедрах. На них рассматриваются результаты научных исследований по проблемным вопросам военного образования, вопросы внедрения образовательных технологий, методов и средств обучения и иные вопросы совершенствования подготовки военных специалистов. Научно-методические конференции могут вырабатывать рекомендации, утверждаемые начальниками, по решению которых они проводились.
34. Методические занятия (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные) проводятся по планам военно-учебного заведения (филиала, института), факультета, кафедры и подразделений слушателей (курсантов).
Инструкторско-методические занятия организуются по наиболее важным и сложным темам учебной программы в целях отработки единой организации и методики проведения занятий, освоения новых, более эффективных методических приемов. Они проводятся руководящим составом вуза (филиала, института, факультета), начальниками кафедр, преподавателями и командирами подразделений слушателей (курсантов).
Показные занятия проводятся преподавателями в целях показа образцовой организации и методики проведения занятий, в том числе с использованием новых технологий обучения. Показные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий. На них приглашаются лица из числа преподавательского состава, а также командиры подразделений слушателей (курсантов). Показные занятия могут проводиться в форме мастер-классов.
Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям и командирам подразделений слушателей (курсантов) в организации занятий и методике их проведения.
Пробные занятия проводятся в целях определения подготовленности преподавателя и допуска его к самостоятельному проведению занятий с обучающимися, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам (вопросам), определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения. Пробные занятия проводятся по решению начальника кафедры, без обучающихся, перед преподавателями и командирами подразделений слушателей (курсантов).
Открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях кафедры (предметно-методической комиссии) или на совещании присутствующих (привлекаемых) на этих методических занятиях.
35. На ученом совете (совете) вуза (филиала, института, факультета) не реже одного раза в год рассматриваются вопросы методической деятельности.
36. На заседаниях кафедры обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания дисциплин, методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, воспитательной работы с обучающимися, подготовки научно-педагогических кадров и научных работников, профессиональной переподготовки и повышения квалификации личного состава кафедры, результаты контроля учебных занятий и иные вопросы. Решения принимаются простым большинством голосов, протоколы заседаний с принятыми решениями подписываются начальником кафедры. Заседания кафедры должны проводиться не реже одного раза в месяц.
37. На кафедре (факультете, в институте, филиале, вузе) создаются предметно-методические комиссии. В их состав включаются преподаватели, ведущие учебную деятельность по соответствующим дисциплинам, могут включаться преподаватели смежных учебных дисциплин и представители руководящего состава вуза, а по общевоенным дисциплинам - также командиры подразделений слушателей (курсантов). Председатель предметно-методической комиссии избирается составом комиссии и утверждается начальником кафедры (факультета, института, филиала, вуза). На заседаниях предметно-методических комиссий обсуждаются учебно-методические материалы, принимаются рекомендации по содержанию и методике обучения. Рекомендации и решения предметно-методической комиссии отражаются в журнале работы комиссии и подписываются ее председателем.