1. Обучение в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
________________
Далее в тексте настоящих Особенностей, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом; Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации - Главным управлением кадров; федеральные государственные военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации - военно-учебными заведениями или вузами; федеральные государственные военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации - высшими военно-учебными заведениями; федеральные государственные военные профессиональные образовательные организации Министерства обороны Российской Федерации - средними военно-учебными заведениями; квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников - квалификационными требованиями; дисциплина (модуль, учебный предмет, курс, цикл) - дисциплиной; профессорско-преподавательский состав (педагогические работники) - преподавательским составом; военнослужащие и гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации - специалистами; требования заинтересованных органов военного управления к профессиональным знаниям и навыкам специалистов, необходимым им для исполнения должностных обязанностей - квалификационными требованиями к уровню подготовки военных специалистов; заместители Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующие видами Вооруженных Сил, командующие родами войск Вооруженных Сил, руководители центральных органов военного управления, которым подчинены военно-учебные заведения - начальниками, которым подчинены вузы; советы по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук - диссертационными советами; начальники кафедр и заведующие кафедрами - начальниками кафедр.
2. Военно-учебным заведением путем целенаправленной организации и всестороннего обеспечения образовательного процесса, выбора методов и средств обучения с соблюдением необходимых требований безопасности создаются условия, необходимые для освоения образовательных программ по установленным для вузов специальностям (направлениям) подготовки.
3. Высшие военно-учебные заведения при наличии соответствующей лицензии вправе реализовывать образовательные программы высшего образования, среднего профессионального образования, дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения, основные и дополнительные общеобразовательные программы.
Средние военно-учебные заведения при наличии соответствующей лицензии вправе реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования, дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения.
4. Форма получения высшего образования в военно-учебных заведениях по программам бакалавриата, специалитета, ординатуры, а также среднего профессионального образования - очная, по программам магистратуры - очная или заочная, по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре - очная, заочная или в форме самообразования, по дополнительным профессиональным программам - без отрыва, с полным или частичным отрывом от исполнения служебных обязанностей.
5. В целях стимулирования добросовестной учебной и научной (научно-исследовательской) деятельности обучающимся, проявившим выдающиеся способности в освоении основных профессиональных образовательных программ, реализуемых в интересах обороны государства, на учебный год назначаются специальные (именные) стипендии.
По решению ученого совета (совета) вуза слушателям после первого семестра первого курса обучения и курсантам второго и последующих курсов обучения, успевающим на "хорошо" и "отлично", проявившим склонность к научному творчеству или показавшим выдающиеся способности для занятий спортом высших достижений, разрешается устанавливать индивидуальные учебные планы по отдельным дисциплинам, группам дисциплин или всем дисциплинам. Индивидуальные учебные планы должны предусматривать обязательное выполнение отчетности, установленной действующими учебным планом и программами, и могут предусматривать дополнительное изучение дисциплин, разделов и тем по выбору обучающегося.
Результаты отчетности по дополнительно изученным дисциплинам отражаются в зачетной книжке и экзаменационной (зачетной) ведомости. При полном выполнении требований учебных программ, предусматривающих получение дополнительной квалификации, обучающемуся выдается соответствующий документ.
6. Реализация программ профессионального обучения, основных и дополнительных общеобразовательных программ в военно-учебных заведениях осуществляется в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7. Пункт утратил силу с 6 марта 2016 года - приказ Минобороны России от 18 января 2016 года N 6. - См. предыдущую редакцию.
8. В военно-учебных заведениях дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, в объеме не менее 250 часов.
Программы повышения квалификации направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, в объеме не менее 16 часов.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
9. Дополнительные профессиональные программы разрабатываются и утверждаются вузами с учетом квалификационных требования к уровню подготовки военных специалистов.
10. Квалификационные требования к уровню подготовки военных специалистов разрабатываются на группу подготовки. Председателем комиссии по их разработке является заместитель главнокомандующего видом Вооруженных Сил, заместитель командующего родом войск Вооруженных Сил, заместитель руководителя центрального органа военного управления, в интересах которых организуется обучение специалистов. В состав комиссии включаются представители Генерального штаба, главных командований видов Вооруженных Сил, командований родов войск Вооруженных Сил, центральных органов военного управления и организаций Вооруженных Сил, в интересах которых организуется обучение специалистов, и представители вуза (группы вузов), на который возложено обучение специалистов.
11. При организации обучения специалистов по дополнительным профессиональным программам в вузах, которые не подчинены начальнику, в интересах которого организуется обучение специалистов по дополнительным профессиональным программам, квалификационные требования к уровню подготовки военных специалистов согласовываются с начальниками, которым подчинены вузы.
12. Квалификационные требования к уровню подготовки военных специалистов утверждаются заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями центральных органов военного управления, руководителями органов военного управления, в интересах которых осуществляется обучение специалистов, и доводятся до военно-учебных заведений по программам профессиональной переподготовки не позднее, чем за три месяца, а по программам повышения квалификации - не позднее, чем за один месяц до начала обучения специалистов.
13. При организации профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации специалистов по одной военной специальности в двух и более военно-учебных заведениях органом военного управления, в интересах которого осуществляется обучение специалистов, организуется разработка и утверждение примерной дополнительной профессиональной программы.
14. Структура дополнительной профессиональной программы включает: цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты.
Дополнительная профессиональная программа разрабатывается военно-учебным заведением и подлежит обновлению (переутверждению) с учетом развития науки, техники, технологий, экономики, культуры и военно-социальной сферы.
Каждый компонент дополнительной профессиональной программы разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов.
Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение дисциплин, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
15. Главное управление кадров разрабатывает формы примерных дополнительных профессиональных программ (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки), учебного плана, рабочей программы дисциплин, тематического плана изучения дисциплины и программы практики.
16. Дополнительные профессиональные программы подписываются лицами, ответственными за их разработку, обсуждаются на заседании ученого совета (совета) военно-учебного заведения, утверждаются начальником вуза и вводятся в действие по программам профессиональной переподготовки не позднее, чем за два месяца, а по программам повышения квалификации - не позднее, чем за две недели до начала обучения по ним.