В настоящее время в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О пожарной безопасности" пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
государственная противопожарная служба;
муниципальная пожарная охрана;
ведомственная пожарная охрана;
частная пожарная охрана;
добровольная пожарная охрана.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
При этом Государственная противопожарная служба включает в себя Федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Действующая редакция статьи 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" не позволяет однозначно отнести координацию деятельности других видов пожарной охраны ни к полномочиям федеральной противопожарной службы, ни к полномочиям противопожарной службы субъекта Российской Федерации.
Кроме того, законодательно не закреплено содержание понятия "координация".
Вместе с тем, вопрос координации деятельности всех видов пожарной охраны имеет принципиальное значение, поскольку его нерешенность приводит к правовой неопределенности при установлении полномочий и ответственности должностных лиц федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъекта Российской Федерации при принятии управленческих решений, прежде всего, при тушении пожаров.
Без решения вопроса о координации деятельности всех видов пожарной охраны невозможно организовать деятельность гарнизона пожарной охраны, который представляет собой совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.
Для устранения сложившейся правовой неопределенности разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" (далее - законопроект).
Законопроектом дано определение понятия "координация в области пожарной безопасности", которая рассматривается как управленческая деятельность по обеспечению взаимосвязи (взаимодействия) и слаженности элементов системы обеспечения пожарной безопасности.
Законопроектом устанавливается, что Федеральная противопожарная служба координирует деятельность других видов пожарной охраны, в том числе разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, регламентирующие взаимоотношения участников тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, а также порядок организации и несения гарнизонной и караульной службы в гарнизоне пожарной охраны.
В соответствии с законопроектом при тушении пожаров с участием других видов пожарной охраны функции по координации и управлению действиями подразделений других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.