1.1. Настоящие методические рекомендации об организации перевозок обучающихся образовательных организаций (далее - рекомендации) определяют основные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и обеспечению прав и законных интересов обучающихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении перевозок обучающихся образовательных организаций автобусным транспортом, находящимся на законных основаниях (в собственности, лизинге, аренде) образовательных организаций и использующихся для собственных нужд (далее - перевозки обучающихся).
1.2. Рекомендации предусматривают принятие необходимых мер по разработке и утверждению в муниципальных образованиях программ (планов) по приведению улично-дорожной сети вокруг образовательных организаций (в том числе внутридворовых дорог, площадок) и по маршрутам следования автобусов для перевозки обучающихся по автомобильным дорогам муниципальных образований.
1.3. К перевозкам обучающихся относится:
доставка обучающихся в образовательные организации;
развоз обучающихся по окончании занятий (организованных мероприятий);
организованные перевозки групп детей при организации туристско-экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий.
2. Основные мероприятия по определению маршрутов для перевозки обучающихся.
2.1. Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
2.2. При разработке маршрутов для перевозки обучающихся необходимо учитывать требования свода правил СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", согласно которым транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 километра от организации. При этом предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров.
2.3. Проведение оценки текущего состояния улично-дорожной сети вокруг образовательных организаций (в том числе внутридворовых дорог, площадок) в муниципальных образованиях и по маршрутам следования автобусов для перевозки обучающихся по автомобильным дорогам.
Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по решению администрации соответствующей территории в составе работников организаций, осуществляющих перевозки обучающихся, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, а также сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД), Управления государственного автодорожного надзора.
Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте проводится не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследования).
2.4. По результатам обследования дорожных условий производится составление акта, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы.
2.5. При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега.
Остановочные пункты маршрутов автобусных перевозок детей оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака "Перевозка детей", надпись "Школьный маршрут" с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
2.6. Решение об открытии "Школьного маршрута" принимается после устранения нарушений.
2.7. Запрещается открытие маршрутов для перевозки обучающихся, проходящих через:
а) нерегулируемые железнодорожные переезды;
б) через ледовые переправы (приказ Минтранса России от 15 января 2014 года N 7).
3. Основные мероприятия по организации перевозок обучающихся.
3.1. Образовательные организации организуют перевозку обучающихся самостоятельно при выполнении следующих условий:
3.1.1. Наличие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базы, позволяющей обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении перевозок обучающихся.
3.1.2. Автобусы, используемые для осуществления перевозок групп обучающихся, должны соответствовать:
ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей";
требованиям пункта 3 Правил организованной перевозки групп детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года N 1177 "Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами", в соответствии с которыми для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
3.1.3. Техническое состояние автобуса должно отвечать требованиям основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации (постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения").
3.1.4. Своевременное проведение технического осмотра, обслуживание и ремонт автобусов для перевозки обучающихся в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
3.1.5. Проведение ежедневного предрейсового контроля технического состояния автобусов с соответствующими отметками в путевом листе.