Недействующий

Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов (с изменениями на 22 сентября 2014 года) (утратил силу с отчета за 2015 год на основании приказа Росстата от 03.07.2015 N 296)

     

Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения

1. Информацию по форме N 11-НА предоставляют юридические лица, независимо от вида их экономической деятельности, формы собственности и организационно-правовой формы, кроме субъектов малого предпринимательства, имевшие на балансе в течение отчетного года контракты, договора аренды, лицензии, маркетинговые активы и гудвилл* (деловую репутацию организации), а также осуществившие в течение отчетного года сделки по купле-продаже предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), приведшие к образованию гудвилла (деловой репутации организации) у покупателя.

________________

* Значение термина приведено исключительно в целях заполнения настоящей формы федерального статистического наблюдения.


Данные представляются в целом по юридическому лицу, с учетом данных по всем его обособленным подразделениям и активам, находящимся в других субъектах Российской Федерации.

Отчеты предоставляются не позднее 30 июня года, следующего за отчетным, территориальному органу Федеральной службы государственной статистики в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу (по перечню, установленному территориальными органами Росстата).

Расположенные на территории России филиалы и представительства зарубежных (находящихся вне территории России) организаций предоставляют отчет в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.

Целью обследования является получение информации о стоимости обращающихся контрактов, договоров аренды, лицензий, а также маркетинговых активов и гудвилла (деловой репутации организации) и ее изменений в течение отчетного года, а также об осуществленных в течение отчетного года сделках по купле-продаже предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), приведших к образованию гудвилла (деловой репутации организации) у покупателя.

В адресной части указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование.

По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом; если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается также фактический почтовый адрес.

Юридическое лицо проставляет в кодовой части формы код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО, направляемого (выдаваемого) организациям территориальными органами Росстата.

2. В разделе I формы отражается наличие, движение и состав контрактов, договоров аренды, лицензий, в том числе обращающихся, а также маркетинговых активов и приобретенного гудвилла (деловой репутации организации).


В российском бухгалтерском учете эти активы относятся, как правило, к нематериальным активам и учитываются на счете бухгалтерского учета 04 (права на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых, подтвержденные наличием соответствующей лицензии, относящиеся к нематериальным поисковым активам - на счете 08). В бюджетном учете и бухгалтерском учете для органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных, автономных учреждений они учитываются на счете нематериальных активов, и, возможно, на счете непроизведенных активов, в соответствии с планами счетов, утвержденными для этих учреждений.

По строке 01 учитываются все контракты, договора аренды, лицензии, относящиеся к договорам операционного лизинга, разрешениям на использование природных ресурсов, разрешения на занятие определенными видами деятельности или правам на получение в будущем товаров и услуг на исключительной основе, по строке 02 - только обращающиеся контракты, договора аренды, лицензии.

При заполнении данной формы к обращающимся контрактам, договорам аренды, лицензиям относятся те, которые могут быть реально и без значительных дополнительных затрат проданы на рынке одной единицей другой единице. Согласно пункту 5 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

Если стоимость прав на использование активов в учете не отделяется от стоимости этих активов, и поэтому они учитываются в составе основных фондов - объектов интеллектуальной собственности и продуктов интеллектуальной деятельности (например, права на использование программных продуктов), то в разделе I стоимость этих прав не учитывается.

В строке 03 выделяются обращающиеся договоры операционного лизинга (операционной аренды). Согласно международному стандарту финансовой отчетности МСФО (IAS) 17 "Аренда", введенному в действие приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н (зарегистрирован Минюстом России 05.12.2011 N 22501). Финансовая аренда - это аренда, предусматривающая передачу практически всех рисков и выгод, связанных с владением активом. Право собственности в конечном итоге может как передаваться, так и не передаваться.

При операционном лизинге в основном все риски и потери, связанные с владением имуществом, остаются за лизингодателем (арендодателем); он является как юридическим (формальным), так и экономическим (реальным) собственником актива, т.е. принимает на себя операционные риски, обеспечивает необходимый ремонт и техническое обслуживание актива, сохраняет актив на своем балансе.

Пользователь актива (лизингополучатель, арендатор) не принимает на себя операционные риски и не является экономическим собственником актива.

Обращающийся договор операционного лизинга*, при заполнении данной формы - это договор аренды актива, либо договор предоставления права на использование определенного актива (группы активов), в соответствии с которым у арендатора, лизингополучателя (пользователя актива) есть юридическая и практическая (спрос на рынке по более высокой цене) возможности передавать арендуемый актив в субаренду (сублизинг), либо передавать право на использование третьей стороне, даже в случаях, если пользователь фактически не воспользовался этой возможностью.

________________

* Значение термина приведено исключительно в целях заполнения настоящей формы федерального статистического наблюдения.


Необращающиеся договоры операционного лизинга, а также договоры финансового лизинга в этой строке не учитываются.

По строке 04 учитываются обращающиеся разрешения на использование природных ресурсов: земли, воды, на добычу полезных ископаемых, вылов рыбы и т.д.

К ним относятся соглашения, в соответствии с которыми юридический собственник природного ресурса предоставляет его арендатору за регулярную плату, отражаемую как доход от собственности в форме ренты. Природный ресурс, используемый арендатором, продолжает учитываться у арендодателя.

Обязательным условием учета по данной строке разрешений на использование природных ресурсов является их обращаемость на рынке, то есть возможность перепродажи третьей стороне. К обращаемым разрешениям на использование природных ресурсов относятся те разрешения, по которым у пользователя может возникнуть юридическая возможность и экономическая заинтересованность реализовать их другой стороне, что приводит к созданию стоимости актива для пользователя, отличного от самого ресурса, даже в случаях, если пользователь фактически не воспользовался этой возможностью. Например, институциональная единица, обладающая квотой на вылов рыбы, может и юридически, и практически продать данную квоту другой единице.

По строке 05 учитываются обращающиеся разрешения на занятие определенным видом деятельности - разрешения, предназначенные для ограничения количества единиц, имеющих право заниматься определенной деятельностью.

Они учитываются в тех случаях, когда: а) число разрешений ограничено и позволяет держателям разрешений зарабатывать монопольные прибыли, б) монопольные прибыли не связаны с использованием актива, принадлежащего тому, кто выдал разрешение, в) держатель разрешения в состоянии юридически и практически продать разрешение третьей стороне. Такие разрешения выдаются, главным образом, органами государственного управления, но могут также выдаваться и другими единицами.