Зоны с особыми условиями использования территорий: особенности правового регулирования

2.1.2. Охранные зоны объектов по производству электрической энергии


Правовое регулирование:

- Земельный кодекс РФ (ст.89);

- Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1033 "О порядке установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".

Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1033 утверждены Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).

Ограничения и запреты, установленные указанными Правилами, не применяются к зданиям, сооружениям и иным объектам, размещенным в границах охранных зон объектов по производству электрической энергии до даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1033 (п.2 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1033).

Размеры и границы охранной зоны объектов по производству электрической энергии.

В соответствии с требованиями приложения к Правилам охранная зона устанавливается вдоль границы земельного участка, предоставленного для размещения объекта по производству электрической энергии, в виде части поверхности участка земли, ограниченной линией, параллельно границе земельного участка, предоставленного для размещения объекта по производству электрической энергии:

- на расстоянии 50 метров от указанной границы - для объектов высокой категории опасности;

- на расстоянии 30 метров от указанной границы - для объектов средней категории опасности;

- на расстоянии 10 метров от указанной границы - для объектов низкой категории опасности и объектов, категории опасности которых не определена в установленном законодательством РФ порядке.

Охранная зона устанавливается вдоль подземных линейных гидротехнических сооружений (напорных деривационных туннелей и др.) в виде части поверхности участка земли, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями на 30 метров от внешнего края указанного гидротехнического сооружения по обе стороны на глубину, соответствующую глубине прокладки подземного линейного гидротехнического сооружения.

По смыслу указанной нормы получается, что на каждые объекты недвижимости, относящиеся к объекту по производству электрической энергии, расположенные на разных земельных участках, должны устанавливаться самостоятельные охранные зоны. На те же объекты, которые размещены на одном земельном участке, территориально не разделенные друг от друга, должна устанавливаться единая охранная зона. Отметим при этом, что законодатель данный вопрос оставил открытым. Поэтому каждый конкретный случай индивидуален.

Объекты охранной зоны - объекты по производству электрической энергии.

Правоприменительная практика показывает, что определенные сложности возникают в определении "объектов по производству электрической энергии"

В силу требований абз.2 п.1 указанных Правил под объектами по производству электрической энергии понимаются энергетические установки, предназначенные для производства электрической или электрической и тепловой энергии, состоящие из сооружений, оборудования для преобразования различных видов энергии в электрическую или электрическую и тепловую и распределительных устройств, мощность которых составляют 500 кВт и более.

Таким образом, требования по установлению охранных зон распространяются на соответствующие энергетические установки, состоящие из соответствующих сооружений и оборудований.

Кроме того, при определении объекта по производству электрической энергии необходимо руководствоваться требованиями Приложения к Правилам, в соответствии с которым расстояние охранной зоны различается в зависимости от категории опасности объектов. Так, для объектов высокой категории опасности, для объектов средней категории опасности, для объектов низкой категории опасности охранная зона устанавливается на разных расстояниях.

В свою очередь, указанные выше категории объектов и их классификация предусматриваются для объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".

Так, с учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, а в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса:

- объекты высокой категории опасности;

- объекты средней категории опасности;

- объекты низкой категории опасности.

Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования определяются Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 459.

В соответствии с Положением об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 459, анализ информации об объекте проводится соответствующей комиссией, по результатам работы которой присваивается категория опасности обследуемого объекта. Решение такой комиссии оформляется актом, который является основанием для внесения субъектом топливно-энергетического комплекса в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующе категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта.

В силу требований ст.8 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, в котором отражаются характеристика объекта, его категория и другие сведения. Проект паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утвержден приложением к Федеральному закону от 21.07.2011 N 256-ФЗ. При этом паспорт должен подлежать актуализации.

Так, в разделе 1 паспорта "Общие сведения об объекте, организации" указывается основная территория (зоны, территории, административно-производственные здания и сооружения, конструктивные и технологические элементы объекта; общая площадь; периметр) и объекты вне основной территории (зоны, территории, административно-производственные здания и сооружения, конструктивные и технологические элементы объекта; общая площадь; периметр).

Получается, что указанные выше сведения в совокупности характеризуют соответствующий объект топливно-энергетического комплекса. Поэтому в определении объекта по производству электрической энергии, в отношении которого Правилами установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1033, утверждаются соответствующие охранные зоны, необходимо также руководствоваться данными, содержащимися в паспорте объекта топливно-энергетического комплекса.

Исходя из изложенного можно сформулировать следующий вывод: если объекты входят в паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса и соответствуют признакам, закрепленным в абз.2 п.1 Правил установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1033, то на такие объекты необходимо устанавливать охранные зоны.