Пункт 1 статьи 346.35 НК РФ устанавливает сферу действия указанного налогового режима, применяемого при СРП и определяет перечень условий, необходимых для его применения. К таковым условиям относятся:
1) соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 30.12.95 N 225-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон N 225-ФЗ), и признания аукциона несостоявшимся. Согласно пункту 4 статьи 2 Закона N 225-ФЗ Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.
В пункте 4 статьи 2 Закона N 225-ФЗ также установлено, что в случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения СРП, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством РФ следующих условий:
если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;
если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе Российской Федерации и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;
если разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях;
при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный пунктом 2 статьи 8 Закона N 225-ФЗ доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32 процентов общего количества произведенной продукции. Таким образом, подпункт 2 пункта 1 статьи 346.35 НК РФ распространяется только на схемы прямого раздела продукции;
соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения. Таким образом, подпункт 3 пункта 1 статьи 346.35 НК РФ распространяется на случаи, когда СРП предусмотрена схема раздела продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 225-ФЗ.
Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает уведомительный способ подачи документов для установления налогового режима, предусмотренного главой 26.4 НК РФ и определяет перечень документов, необходимых для предоставления в налоговый орган. В силу отсутствия специальной формы для уведомления, указанное уведомление подается в свободной форме с приложением соглашения о разделе продукции и решения об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.
Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает сферу применения цены продукции (в том числе нефти) в главе 26.4 НК РФ. Цена продукции (цена нефти) применяется при использовании схемы СРП, предусмотренной пунктом 1 статьи 8 Закона N 225-ФЗ.
Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает срок действия налогового режима. Налоговый режим действует на протяжении срока действия СРП. В силу пункта 2 статьи 5 Закона N 225-ФЗ действие соглашения по инициативе инвестора, а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр. При этом условия и порядок такого продления определяются соглашением. При продлении действия соглашения указанная в пункте 2 статьи 4 Закона N 225-ФЗ лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на срок действия соглашения органами, выдавшими данную лицензию.
Пункт 1 статьи 21 Закона N 225-ФЗ устанавливает, что действие СРП прекращается по истечении срока его действия или досрочно по согласованию сторон, а также по другим основаниям и в порядке, которые предусмотрены соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на дату подписания соглашения. Прекращение действия соглашения по согласованию сторон вводится в действие в том же порядке, что и исходное соглашение, за исключением процедуры аукциона.
Соглашение, положения которого о способах налогообложения инвестора в соответствии со статьями 8 и 13 Закона N 225-ФЗ не вступили в силу в течение одного года с даты подписания соглашения, прекращает свое действие по истечении одного года с даты его подписания без соблюдения условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 21 Закона N 225-ФЗ.
Участок недр, в отношении которого соглашение прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 21 Закона N 225-ФЗ, может быть предоставлен в пользование на условиях раздела продукции только после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, и признания аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников, а также при соблюдении положений статей 2 и 6 Закона N 225-ФЗ.
Пункт 5. Данный пункт указывает на то, что налогоплательщиками, на которых распространяется налоговый режим главы 26.4 НК РФ, являются инвесторы. Подробно статус инвестора рассмотрен в комментарии к статье 346.34 НК РФ.
Пункт 6 комментируемой статьи раскрывает основное экономическое содержание налогового режима главы 26.4 НК РФ. Основная особенность данного режима состоит в том, что в отличие от других режимов налогообложения состоит в том, что налогоплательщик не уплачивает какой-либо единый налог, а осуществляет исполнение налоговой обязанности путем передачи государству продукции в натуральной форме. В то же время в комментируемом пункте содержится оговорка о возможности уплаты налогов и сборов, которые предусмотрены главой 26.4 НК РФ. Перечень налогов и сборов, которые уплачивает инвестор устанавливается пунктами 7 и 8 комментируемой статьи.
Пункт 7 комментируемой статьи содержит перечень налогов, которые должен уплачивать инвестор, применяя СРП. При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 225-ФЗ инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:
налог на добавленную стоимость;
налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных ископаемых;
платежи за пользование природными ресурсами;
плату за негативное воздействие на окружающую среду;
водный налог;
государственную пошлину;
таможенные сборы;
земельный налог;
акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2 статьи 181 НК РФ.
"Важно!"