Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 147 с учетом результата общекрымского референдума, состоявшегося 16 марта 2014 г., Республика Крым, в которой г. Севастополь имеет особый статус, признана в качестве суверенного и независимого государства.
В Москве 18 марта 2014 г. подписан и 21 марта 2014 г. ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и г.Севастополя.
Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 168 образован Крымский федеральный округ.
В последние годы усложняется экологическая ситуация на полуострове, усиливается техногенная нагрузка на окружающую природную среду промышленных зон Крыма. Нерационально используется существующий природно-ресурсный потенциал - рекреационный, биоклиматический, минерально-сырьевой, энергетический, прежде всего в сфере применения нетрадиционных источников возобновляемой энергии (ветровой, солнечной, геотермальной), отсутствуют системные природоохранные меры по сохранению уникальной флоры и фауны Крыма, природных ландшафтов. Обостряется проблема эрозии земель, угрожающий характер приобретают оползневые и абразионные процессы, разрушающие береговую линию, в особенности в прибрежной рекреационной зоне, повышается уровень загрязнения поверхностных и подземных вод, в результате чего под угрозой оказываются многочисленные санаторные комплексы, жилые дома, инженерно-транспортные коммуникации и сооружения. Обостряется проблема утилизации бытовых отходов. Несистемными являются меры по очистке прибрежных территорий и акватории моря от боеприпасов и созданию условий для безопасного освоения этих территорий и акватории. Неблагоприятные природные процессы, усиленные воздействием антропогенного фактора, осложняют экологическую обстановку, делают невозможным комплексное и рациональное использование природных ресурсов с точки зрения перспектив рационального, устойчивого хозяйствования и могут вызвать сокращение продолжительности курортного сезона и рекреационного потока.
Социально-экономическое положение Крымского федерального округа оценивается следующим образом (в пересчете на рубли по среднему курсу соответствующего года):
объем совокупного валового регионального продукта в 2011 году - 190,3 млрд. рублей;
объем валового регионального продукта на душу населения в 2011 году - 81,3 тыс. рублей (объем совокупного валового регионального продукта по субъектам Российской Федерации на душу населения - 316,6 тыс. рублей);
объем промышленной продукции (работ, услуг) по итогам 2013 года - 107,1 млрд. рублей;
объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2013 году - 66,3 млрд. рублей;
объем инвестиций в основной капитал на душу населения в 2013 году - 28,3 тыс. рублей (в среднем по Российской Федерации 90,3 тыс. рублей);
численность постоянного населения на 1 января 2013 г. 2340,1 тыс. человек;
уровень общей безработицы в 2013 году, рассчитанный по методологии Международной организации труда, в Республике Крым 5,8 процента экономически активного населения, в г. Севастополе 5,9 процента (в среднем по Российской Федерации - 5,5 процента);
уровень зарегистрированной безработицы в 2013 году в Республике Крым - 1,6 процента экономически активного населения, в г.Севастополе - 0,6 процента (в среднем по Российской Федерации - 1,2 процента);
размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в 2013 году, выплачиваемой работникам в Республике Крым, 11400 рублей, в г. Севастополе - 12400 рублей (в среднем по Российской Федерации - 29960 рублей).
Таким образом, основные социально-экономические показатели развития Крымского федерального округа не достигают среднероссийских значений.
В качестве основного комплексного программно-целевого механизма решения указанных социально-экономических задач Крымского федерального округа разработана федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" (далее - Программа), обеспечивающая наиболее эффективное использование финансовых, материальных и трудовых ресурсов, а также согласованность при решении федеральных и региональных задач, которые позволят достичь требуемого результата в установленные сроки.
Основными целями Программы являются интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство Российской Федерации, обеспечение транспортной доступности и снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития.
Цели и задачи Программы соответствуют основным положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г., и Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р.
Программа разработана на основе указанных документов, а также на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года, разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации.