Недействующий

Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств (признано неактуальным на основании письма Минпросвещения России от 22.03.2023 N 05-860; отменено на основании письма Минпросвещения России от 31.03.2023 N ДГ-580/05)

Приложение

     

Разъяснения об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий



Используемые сокращения:

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" - Федеральный закон N 196-ФЗ.

Приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 года N 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2014 года, регистрационный N 33026) - приказ N 1408.

Приказ Минобрнауки России от 18 июня 2010 года N 636 "Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий" (зарегистрирован Минюстом России 13 августа 2010 года, регистрационный N 18150) - приказ N 636.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам профессионального обучения водителей транспортных средств - автошколы.

Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 года N 1408 - Примерные программы.

Вопрос 1. Федеральным законом N 196-ФЗ установлено 16 категорий и подкатегорий транспортных средств. Приказом N 1408 утверждено 28 примерных программ. Чем вызвана необходимость такого количества примерных программ?

Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступивший в действие 5 ноября 2013 года, установил новый перечень категорий и подкатегорий транспортных средств. В соответствии с новой редакцией статьи 25 Федерального закона N 196-ФЗ был существенно расширен перечень типов транспортных средств, который включает 10 основных категорий и 6 подкатегорий транспортных средств.

Введение подкатегорий обусловлено новыми требованиями Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года, с поправками, принятыми 28 сентября 2004 года в г.Вене, и направлено на облегчение процесса обучения и получения водительских удостоверений. Например, желающим управлять грузовиками с небольшой грузоподъемностью и автобусами вместимостью менее 16 посадочных мест не обязательно будет проходить курс обучения для управления большегрузными автомобилями и многоместными автобусами. Желающие также могут освоить вождение автомобиля с автоматической трансмиссией.

В целях реализации Федерального закона N 196-ФЗ приказом N 1408 утверждены 28 примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий:

1) 16 примерных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий: "А", "В", "С", "D", "BE", "СЕ", "DE", "Tm", "Tb", "M", "A1", "B1", "C1", "D1", "С1E", "D1E";

2) 10 примерных программ переподготовки водителей транспортных средств: с категории "В" на категорию "С", с категории "В" на подкатегорию "С1", с категории "В" на категорию "D", с категории "В" на подкатегорию "D1", с категории "С" на категорию "В", с категории "С" на категорию "D", с категории "С" на подкатегорию "D1", с категории "D" на категорию "В", с категории "D" на категорию "С", с категории "D" на подкатегорию "С1";

3) 2 примерные программы повышения квалификации водителей транспортных средств категорий "М", "А", подкатегорий "A1", "B1" с автоматической трансмиссией, категорий "В", "С", "D", подкатегорий "B1", "C1", "D1" с автоматической трансмиссией.

Программы повышения квалификации позволят водителям, которые имеют специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, обучиться управлению транспортным средством с механической трансмиссией. Программы очень короткие и включают только обучение вождению транспортного средства: 10 часов для мототранспорта и 16 часов для автотранспорта.

Вопрос 2. В чем принципиальное отличие Примерных программ, утвержденных приказом N 1408, от тех, которые были утверждены приказом N 636?

В Примерных программах содержание образования разделено на циклы: базовый (изучается один раз при получении любой категории или подкатегории и перезачитывается при обучении на любую другую категорию); специальный, необходимый для подготовки водителей транспортных средств определенной категории или подкатегории; профессиональный цикл, обеспечивающий освоение основ профессии водителя (изучается при обучении на те категории и подкатегории транспортных средств, которые могут осуществлять перевозку пассажиров и грузов).

При этом последовательность изучения разделов и тем учебных предметов базового, специального и профессионального циклов определяется автошколами.

Особое внимание в Примерных программах уделено вопросам психологии водителя, поэтому в базовый цикл введен новый предмет "Психофизиологические основы деятельности водителя". В процессе освоения данного предмета обучающиеся смогут освоить навыки саморегуляции и профилактики конфликтов.

В учебном предмете "Основы управления транспортным средством" впервые предложено изучение принципов экологичного и экономичного управления транспортным средством, а также таких вопросов, как обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения, детская пассажирская безопасность.

Количество часов по предмету "Первая помощь" сокращено. Это связано с уменьшением перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи, которые утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 477н.

Примерными программами предусмотрены различные учебные планы для обучения вождению на транспортных средствах с механической трансмиссией и на транспортных средствах с автоматической трансмиссией.

В Примерных программах увеличено количество часов практических занятий.

Длительность теоретических занятий измеряется в академических часах, а длительность практических занятий по обучению вождению в астрономических часах.

Впервые предусмотрена возможность проведения занятий в условиях дорожного движения в темное время суток, в условиях недостаточной видимости.

Разработка учебных маршрутов по вождению возложена на руководителей автошкол. Можно предусмотреть маршруты с разной интенсивностью, включая сложные участки, кроме тех, где учебная езда запрещена правилами дорожного движения.

В учебный предмет "Вождение транспортных средств" включена тема "Движение с прицепом", на которую отведено 6 часов. Обучение движению с прицепом проводится по желанию обучающегося. Для выполнения задания используется прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Кроме изменения содержания учебных предметов, новым является то, что Примерные программы содержат планируемые результаты освоения программы, систему оценки результатов освоения программы, условия реализации программы (организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические, материально-технические) и учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию Примерной программы.