Разъяснения к заполнению таблицы 1 "Объем туристского потока в субъекте Российской Федерации в 200_ году"
Строка 1 - число коллективных средств размещения, представивших в территориальный орган Росстата в данном субъекте Российской Федерации форму федерального государственного статистического наблюдения N 1-КСР (годовая), номеров (строка 42 данной формы) и мест (строка 47) в них.
Форму N 1-КСР заполняют как юридические лица, оказывающие гостиничные услуги, так и обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами, а также ПБОЮЛ.
Ответственность данных субъектов за непредставление статистических данных устанавливает статья 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (штраф в размере от тридцати до пятидесяти минимальных МРОТ), а также статья 3 Закона Российской Федерации от 13.05.92 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности".
Органам исполнительной власти, ответственным за сферу туризма в субъектах Российской Федерации, необходимо проводить регулярный мониторинг коллективных средств размещения с целью обеспечения актуализации реестра указанных организаций и сообщать обо всех изменениях в территориальные органы Росстата.
Строка 2. Коэффициент К рассчитывается территориальными органами Росстата*.
_______________
* Данный коэффициент рассчитывается как отношение частного от деления числа ночевок (строка 49 формы N 1-КСР) на число мест/коек в месяц максимального развертывания (строка 47) к числу дней в году: 365 или 366.
Строка 3 таблицы 1 представляет собой сумму данных строки 54 раздела III формы N 1-КСР по всем представившим статистическую отчетность коллективным средствам размещения, находящимся в регионе. Строка 3.1 соответствует сумме данных по строке 55 этой же формы, а строка 3.2 рассчитывается как сумма строк 57 и 58 по всем поступившим в территориальный орган Росстата формам N 1-КСР.
Строки 4, 4.1 и 4.2 - число туристов, которые для временного проживания на территории субъекта Российской Федерации не воспользовались услугами средств размещения, выявляется в результате специального обследования**, которое необходимо проводить субъектам Российской Федерации самостоятельно не реже 1 раза в три года.
_______________
** При заполнении формы в пояснительной записке необходимо указать сроки проведения обследования, подробное описание обследования (характеристика и методы определения выборочной совокупности, порядок опроса, приложить анкету (опросный лист)).
Организация обследования зависит от специфики сферы туризма в регионе, однако основывается каждое из них на следующих общих принципах:
- использование существующих форм государственного статистического наблюдения по секторам туристской индустрии. В настоящее время различные показатели сферы туризма содержатся в более чем 50 статистических формах. В процессе обработки данных обследования необходимо совместно с территориальным органом Росстата выбрать из этих форм соответствующие показатели. Например, из формы N 8-НК "Сведения о деятельности музея" следует воспользоваться информацией о количестве посетителей, содержащейся в разделе VI (строка 25); а, например, форма N 1-турфирма "Сведения о деятельности туристской фирмы" - в строке 55 содержит информацию о численности обслуженных туристов в данном регионе;
- обследование проводится на наиболее посещаемом туристском объекте (объектах) в субъекте Российской Федерации;
- период обследования - высокий туристский сезон;
- необходимо учитывать среднегодовой уровень загрузки имеющихся на территории субъекта Российской Федерации КСР и, в случае его низкого значения, принимать во внимание причины, по которым туристы предпочитают другие способы временного проживания;
- методы обследования должны предусматривать механизм отделения туристов от однодневных посетителей и местных жителей.
После проведения обследования заполняются строки 4.1 и 4.2.
Как уже отмечалось, подобные обследования проводятся не реже 1 раза в 3 года, поэтому в годы, когда обследования не проводятся, для определения объема потока туристов, не воспользовавшихся средствами размещения, предлагается применять специальный коэффициент Q, рассчитанный как отношение числа туристов, не воспользовавшихся гостиницами и другими средствами размещения (по данным последнего обследования), к числу туристов, которые воспользовались ими: строка 5.
Далее заполняются строки 6, 6.1 и 6.2.
Рекомендации по учету однодневных посетителей-экскурсантов
Статья 1 Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности" понятия "турист" и "экскурсант" дает следующие определения туриста и экскурсанта:
"турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания...;
экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика".
Таким образом, главные отличия экскурсанта от туриста - это пребывание менее суток и отсутствие ночевки в месте пребывания.
Многие популярные туристские дистинации России, например, города Владимир, Суздаль, Ростов, Кострома, Тверская область, города Московской области и др. - очень часто являются транзитными пунктами туристических маршрутов либо маршрутами выходного дня и поэтому посещаются, в основном, экскурсантами. В качестве туристов эти люди будут учтены в тех пунктах своего маршрута, где они размещены в КСР, или (если они временно проживают на круизном судне) по месту регистрации организации - собственника круизного судна. Но по отношению к транзитным местам посещения они - экскурсанты.
О числе однодневных посетителей-экскурсантов можно получить информацию из нескольких форм федерального государственного статистического наблюдения, например, из формы N 8-НК "Сведения о деятельности музея" и формы N 1-турфирма "Сведения о деятельности туристской фирмы". Однако главным методом определения потока экскурсантов, посетивших субъект Российской Федерации в тот или иной отчетный период, являются специальные обследования.