Одним из приоритетных направлений развития выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры должно стать использование механизмов и разнообразных форм государственно-частного партнерства в Российской Федерации.
Комплексность интересов участников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности позволяет сформировать пилотные программы и отдельные проекты для реальной практики масштабного внедрения инновационных механизмов государственно-частного партнерства в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации.
При реализации проектов в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности наиболее востребованы соглашения о государственно-частном партнерстве, в том числе концессионные соглашения, регулирующие отношения между публичным и частным партнерами (распределение функций, полномочий и рисков) с целью обеспечения высокой эффективности реализации проекта, а также конкретизирующие схемы и механизмы их взаимодействия.
Перспективные схемы и механизмы государственно-частного партнерства в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации представлены в приложении N 2.
В соответствии с законодательством Российской Федерации государственно-частное партнерство в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности основано на следующих принципах:
равноправный характер взаимоотношений сторон соглашения о государственно-частном партнерстве;
соответствие цели государственно-частного партнерства стратегическим интересам инновационного социально-экономического развития Российской Федерации;
баланс интересов частного и публичного партнеров;
добросовестное исполнение сторонами обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве;
справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения о государственно-частном партнерстве и компенсации затрат;
свобода заключения соглашений о государственно-частном партнерстве;
применение конкурентных процедур при заключении соглашений о государственно-частном партнерстве;
открытость и прозрачность отношений государственно-частного партнерства.
При эксплуатации в целях осуществления выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности объект соглашений о государственно-частном партнерстве используется публичным партнером в качестве информационной площадки для оповещения в различных формах участников проводимых выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий о деятельности публичного партнера по направлениям в соответствии с тематикой мероприятий, о возможностях профессионального сотрудничества с публичными партнерами, а также трудоустройства в государственные органы.
Таким образом, использование механизмов и разнообразных форм государственно-частного партнерства в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности повышает доступность для общества информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Для развития рыночных процессов, закрепления позитивных структурных изменений в экономике, научно-технического и технологического обновления отечественного производства требуется корректировка существующей системы координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, а также оптимизация механизмов взаимодействия субъектов выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, товаропроизводителей - участников выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий.
Участниками системы координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, территориальные торгово-промышленные палаты, Российский союз выставок и ярмарок, выставочные сообщества и общественные объединения.
Одной из наиболее оптимальных форм взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, предпринимательских и выставочных союзов, общественных организаций и структур выставочного бизнеса является государственно-частное партнерство.
С учетом практики и потребностей субъектов Российской Федерации в области использования форм и механизмов государственно-частного партнерства необходимо:
разработать положение о государственно-частном партнерстве в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации;
инициировать разработку проекта федерального закона "О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации", содержащего положения о государственно-частном партнерстве в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
Большая часть необходимых норм о государственно-частном партнерстве не может быть принята на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования, поскольку эти нормы относятся к гражданскому законодательству, находящемуся в ведении Российской Федерации.
Отсутствие в законодательстве субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимых норм, регулирующих государственно-частное партнерство, существенным образом ухудшает привлекательность проектов для потенциальных инвесторов. Такие проекты на региональном уровне могут осуществляться только при поддержке со стороны субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Механизмы государственно-частного партнерства в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности наиболее эффективно могут быть реализованы в форме концессионных соглашений и арендных договоров по управлению объектами инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
Совершенствование механизмов координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и стимулирования участия российских предприятий и организаций в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях включает:
разработку алгоритма взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, торгово-промышленных палат, отраслевых союзов и ассоциаций, выставочных объединений, общественных организаций и профессиональных структур выставочного бизнеса в области организации и проведения приоритетных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий в Российской Федерации;
подготовку предложений по повышению эффективности использования российских национальных выставок, проводимых за рубежом;
разработку критериев отбора проводимых за рубежом выставочных мероприятий, приоритетных с точки зрения формирования на них единых российских экспозиций или поддержки участия в них отдельных российских организаций.