В настоящее время в Российской Федерации действует 38 выставочных комплексов, общая закрытая выставочная площадь которых составляет около 800 тыс. кв. метров. Большая часть выставочных площадей располагаются в Москве (62 процента) и Санкт-Петербурге (11 процентов), на долю остальных регионов России приходится 27 процентов общего количества выставочных площадей.
Несмотря на то, что за последние 6 лет произошло удвоение количества региональных выставочных центров, обеспеченность регионов выставочно-ярмарочными площадями недостаточна. Для сравнения, в Германии для проведения специализированных выставочных мероприятий используются 22 выставочных комплекса общей площадью 2750000 кв.метров. В Италии совокупная площадь используемых выставочных центров составляет более 2 млн.кв. метров, в Китае - более 6 млн.кв. метров.
Для экономического развития регионов Российской Федерации важно расширение специализированных выставочных и особенно конгрессных площадей, соответствующих мировому уровню. В настоящее время свою заинтересованность в развитии материально-технической базы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности подтвердили 49 администраций субъектов Российской Федерации.
Развитие материально-технической базы и инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации должно осуществляться на принципах государственно-частного партнерства в форме концессионных соглашений и арендных договоров по управлению объектами инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, включая возможность создания совместных предприятий для выполнения государственных и муниципальных заказов.
Основными направлениями развития материально-технической базы и инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации являются:
формирование в субъектах Российской Федерации выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства;
использование имеющихся и создаваемых выставочных площадей для продвижения инновационных проектов на территории особых экономических зон и технопарков.
Реализация указанных направлений предусматривает:
определение потребностей субъектов Российской Федерации в развитии инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной отрасли (строительство, реконструкция, модернизация) на основе оценки бюджетной и социально-экономической эффективности выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, экономического анализа производственного и логистического потенциала региона;
разработку требований к составу и содержанию проектной документации для рассмотрения возможности и целесообразности государственной поддержки развития инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности (строительство, реконструкция, модернизация) в субъекте Российской Федерации.
При этом государственная поддержка развития инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в субъекте Российской Федерации должна осуществляться на принципах государственно-частного партнерства в рамках реализации инвестиционного проекта, включающего мероприятия, связанные с инвестиционной деятельностью и предполагающие предынвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную фазы.
Предынвестиционной фазой является фаза инвестиционного проекта, предусматривающая:
определение инвестиционных возможностей;
оценку технико-экономического обоснования проекта;
анализ альтернативных вариантов проекта;
предварительный выбор проекта;
определение схемы финансирования.
Частный партнер должен представить полную подтвержденную информацию о своих финансовых, технических и организационных возможностях и технико-экономическое обоснование по проекту, которое должно быть подготовлено в соответствии с общепринятыми международными стандартами и стандартами, принятыми в Российской Федерации.
Инвестиционной фазой является фаза инвестиционного проекта, предусматривающая:
установление правовой, финансовой и организационной основ для осуществления проекта;
приобретение и передачу технологий, включая основные проектные работы;
детальную проработку и заключение контрактов с поставщиками и потребителями;
приобретение земли;
проведение строительных работ и установку оборудования;
предпроизводственный маркетинг;
набор и обучение персонала;
сдачу в эксплуатацию и запуск объекта.
Эксплуатационной фазой является фаза инвестиционного проекта, на которой начинается реализация услуг и возврат средств на вложенные инвестиции.
Программа мероприятий по реализации настоящей Концепции в части развития материально-технической базы и инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации представлена в разделе II плана мероприятий по реализации настоящей Концепции.