Классификация выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий
В соответствии с мировой практикой выставки, ярмарки и конгрессы классифицируются по 5 основным признакам:
географическому составу экспонентов (в зависимости от того, какие страны (регионы) они представляют);
тематическому (отраслевому) признаку;
значимости мероприятия для экономики города, региона или страны;
территориальному признаку (на территории какой страны проводится выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия);
времени функционирования (в зависимости от продолжительности работы).
По географическому составу экспонентов выделяются следующие выставки, ярмарки и конгрессы:
всемирные (демонстрация странами своих достижений в области экономики, науки, техники и культуры, в частности, всемирные универсальные выставки "ЭКСПО");
международные (участие фирм из разных стран, участие иностранных экспонентов не менее 10 процентов общего числа экспонентов, официальные делегации иностранных государств, соответствие выставочно-ярмарочного и конгрессного оборудования и предоставляемых услуг международным стандартам);
с международным участием (число иностранных участников менее 10 процентов общего числа участников);
национальные (участие фирм отдельно взятой страны);
межрегиональные (демонстрация продукции и услуг производителей из нескольких регионов);
местные (региональные, с участием фирм только из того города или региона, где проводится выставка, ярмарка или конгресс).
В соответствии с отраслевой принадлежностью выставляемых экспонатов выставки, ярмарки и конгрессы подразделяются на универсальные и специализированные (многоотраслевые и отраслевые).
По значимости мероприятия выставки, ярмарки и конгрессы классифицируются:
на выставки федерального значения (имеющие значение для страны в целом);
на выставки межрегионального значения (имеющие значение для нескольких регионов страны);
на выставки регионального значения (имеющие значение только для одного региона);
на выставки местного значения (имеющие значение для города или области).
По территориальному признаку выставки, ярмарки и конгрессы подразделяются на выставки, проводимые внутри страны, и выставки, проводимые на территории других стран.
По времени функционирования выделяются выставки, ярмарки и конгрессы постоянно действующие (0,5-1 год и более), временные (0,5-5 месяцев) и краткосрочные (от 1-5 дней до 0,5 месяца).
Организаторами выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий могут выступать:
федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
органы местного самоуправления;
выставочные организации;
Торгово-промышленная палата Российской Федерации и региональные торгово-промышленные палаты;
ассоциации (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации и отраслевые);
прочие организации различных форм собственности, для которых организация выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий не является основной деятельностью.