Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают следующее:
"выставочно-ярмарочная деятельность" - предпринимательская деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества;
"выставка (ярмарка)" - выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация и которое проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью;
"конгрессная деятельность" - предпринимательская деятельность, направленная на создание благоприятных условий для персонифицированного обмена информацией, деловых и научных контактов с целью установления и развития отношений между изготовителями товаров, поставщиками услуг и потребителями товаров и услуг, осуществляемая в процессе организации и проведения конгрессных мероприятий;
"конгрессные услуги" - совокупность услуг, предоставляемых субъектами рынка конгрессных услуг заказчикам, организаторам и участникам конгрессных мероприятий;
"координация выставочно-ярмарочной деятельности" - согласование и упорядочение выставочно-ярмарочной деятельности ее основными участниками на федеральном, региональном и местном уровнях;
"поддержка выставочно-ярмарочных мероприятий" - совокупность мер, обеспечивающих официальную поддержку выставочно-ярмарочных мероприятий и содействие российским предпринимателям, товаропроизводителям, экспортерам, организациям сферы науки и образования в продвижении продукции, товаров, услуг и результатов научно-исследовательской и образовательной деятельности на российском и зарубежных рынках;
"регулирование выставочно-ярмарочной деятельности" - воздействие на выставочно-ярмарочную деятельность и всех ее участников посредством принятия нормативных правовых актов для упорядочения процессов, происходящих в выставочно-ярмарочной деятельности, и действий участвующих в ней лиц;
"регулирование конгрессной деятельности" - воздействие на конгрессную деятельность и ее субъектов, проводимое на основе нормативных правовых актов;
"управление выставочно-ярмарочной деятельностью" - процесс выработки и осуществления управляющего воздействия на выставочно-ярмарочную деятельность;
"эффективность выставочно-ярмарочной деятельности" - результативность проведения выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта к затратам.
4. Состояние и основные показатели развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации
Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность создает условия для реализации целей и задач Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, которые направлены на увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства, на увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, а также на увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров.
В настоящее время выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Конгрессы, выставки и ярмарки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют расширению и диверсификации промышленного и высокотехнологичного экспорта, привлечению иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов российских организаций.
Классификация выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий представлена в приложении N 1.
Конгрессная деятельность, включая сопровождающие ее деловой и событийный туризм, - наиболее динамично развивающаяся и высокорентабельная отрасль мировой экономики.
В качестве основных инструментов реализации политики инновационного развития на региональном уровне выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность реализует конкурентный потенциал территорий и формирующихся инновационных высокотехнологичных кластеров, расширяя доступ к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам, совместным кооперационным проектам.
Важным аспектом выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности является ее социально-экономическая направленность, обеспечивающая повышение деловой активности в регионах, развитие региональных экономик, эффективное рыночное позиционирование территорий, создание новых рабочих мест и постоянную занятость населения в инфраструктуре региона.
По экспертным оценкам, бюджетная эффективность проведения выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий складывается из многих показателей, среди которых денежные поступления от аренды площадей, оборудования, грузоперевозок, издательской и полиграфической деятельности, проживания участников и гостей мероприятий, организации питания в кафе и ресторанах, проезда на транспорте, услуг связи, организации экскурсий и т.д., что влечет за собой увеличение налоговых поступлений в бюджеты регионов и в консолидированный бюджет Российской Федерации. Значительный суммарный торгово-экономический эффект дают сделки купли-продажи товаров, услуг и технологий, заключаемые на национальных и международных выставках и ярмарках, проводимых в России.
Согласно экспертным оценкам, объем российского рынка выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности составляет сегодня около 1,3-1,5 млрд. долларов США.
Ежегодно в выставках принимают участие около 140 тыс. российских экспонентов и около 20 тыс. зарубежных компаний.
Ежегодно в мире проходит порядка 40 млн. конгрессных мероприятий, участие в которых принимает около 2 млрд. человек. Общая годовая выручка рынка составляет более 800 млрд. евро (по данным Всемирной ассоциации организаторов конгрессов International Congress and Convention Association (ICCA) за 2010 год). Считается, что индустрия деловых встреч приносит крупным городам в 4 раза больше средств, чем организация каких-либо других массовых мероприятий. Доля России на мировом рынке международных конгрессных мероприятий за последние 10 лет снизилась почти в 2 раза и составляет менее 1 процента.
В первой пятерке стран-лидеров по проведению на своей территории конгрессов и конференций - США, Германия, Испания, Италия, Великобритания. Среди ведущих городов - Вена, Барселона, Париж, Берлин. В 2011 году Москва находилась на 100 месте, а Санкт-Петербург - на 119 месте.