Российский бухгалтер, N 6, 2014 год
Карина Либерман,
шеф-редактор журнала
Строительная "первичка"
В данном материале мы поговорим об основных первичных документах, с которыми приходится сталкиваться бухгалтерам строительных организаций или подрядчиков по строительным работам.
Рапорт о работе башенного крана
Как Вы помните, до вступления в силу действующего в настоящее время Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) по общему правилу организации обязаны были применять унифицированные формы первичной учетной документации. К бухгалтерскому учету первичные документы принимались лишь в том случае, если они были составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Самостоятельно разработанные формы документов могли использоваться лишь при осуществлении операций, формы документов для которых не были предусмотрены альбомами унифицированных форм. Самостоятельно разработанные формы принимались к учету при условии наличия в них обязательных реквизитов.
С начала 2013 года хозяйствующие субъекты для оформления всех фактов хозяйственной жизни могут не применять унифицированные формы первичной учетной документации, поскольку нормами Закона N 402-ФЗ не предусмотрено применение унифицированных форм первичной документации. Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. И только формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Иными словами, унифицированные формы первичной учетной документации с 1 января 2013 года могут применяться хозяйствующими субъектами по усмотрению, и, как показывает практика, многие организации продолжают применять унифицированные формы первичных учетных документов, разработанных Госкомстатом.
Таким документом, который может применяться для учета работы башенного крана, является Рапорт о работе башенного крана (форма N ЭСМ-1), унифицированная форма которого была утверждена постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28 ноября 1997 года N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - постановление N 78). Помимо унифицированных форм документов названным постановлением были утверждены и указания по применению и заполнению форм.
Как сказано в указаниях, содержащихся в постановлении N 78, Рапорт о работе башенного крана применяется в специализированных организациях. Но с помощью этого документа учитывается работа не только башенных кранов, но и мостовых, шлюзовых, самоходных, портально-стреловых, стационарных, козловых кранов.
Башенный кран представляет собой поворотный кран со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни. Такое определение башенного крана приведено в постановлении Госгортехнадзора Российской Федерации от 31 декабря 1999 года N 98 "Об утверждении "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" (далее - постановление N 98).
Различают строительные и судостроительные башенные краны. Судостроительные башенные краны предназначены для обслуживания открытых стапелей и достроечных работ в судостроении, строительные башенные краны используются в гражданском, промышленном и гидротехническом строительстве. В основном башенные краны устанавливаются на строительных площадках.
У мостовых кранов несущие элементы конструкции опираются непосредственно на крановый путь. Мостовые краны имеют катучий мост, который перемещается по рельсам, уложенным на стенах зданий или на специальных эстакадах вне здания. По мосту передвигается грузовая тележка с подъемной лебедкой.
При строительстве автодорожных и городских мостов, путепроводов, эстакад используют специальные шлюзовые краны. Большинство шлюзовых кранов представляет собой монтажные агрегаты, перевозимые и собираемые из отдельных элементов.
Самоходные краны - это передвижные подъемные краны, оборудованные механизмом для передвижения при работе и (или) транспортировке. Различают самоходные краны: на рельсовом ходу, на специальном шасси автомобильного типа, на колесном ходу, на двухгусеничном ходу или на базе трактора.
Портальные краны представляют собой передвижные поворотные краны, у которых стрела и поворотная платформа установлены на высоком портале, перемещающемся по рельсовому пути (пункт 1.3.1 постановления N 98).
Применяют портальные краны для перегрузочных работ в портах и на открытых складах, для строительных (гидротехнических работ), при выполнении сборочно-монтажных работ в судостроении и при судоремонте.
У кранов стрелового типа грузозахватный механизм подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле, на что указывает пункт 1.3 постановления N 98.
Стационарные краны - подъемные краны, которые закреплены на фундаменте или ином неподвижном основании (пункт 1.17 постановления N 98).
Несущие элементы конструкции козловых кранов опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек. Применяются козловые краны для обслуживания открытых складов, монтажа сборных промышленных и гражданских сооружений, для обслуживания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении. Краны козловые на рельсоколесном ходу предназначены для погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадках, имеющих подъездные железнодорожные и (или) автомобильные пути, и на перегрузочных складах при обработке различных грузов, включая штучные, насыпные и так далее.
Итак, для учета работы всех перечисленных выше кранов при почасовой оплате применяется Рапорт о работе башенного крана (форма N ЭСМ-1). Помимо этого, форма N ЭСМ-1 является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы машинистам.
Рапорт выписывается на декаду в одном экземпляре прорабом или уполномоченным лицом участка управления механизации. При оформлении рапорта названные лица в строке "Организация" указывают наименование, адрес и номер телефона организации - владельца техники. В строку "Заказчик" вписываются аналогичные данные организации - заказчика крана, а в строке "Объект" указывается наименование и адрес объекта, на котором кран будет выполнять работу. Указываются также коды организаций по ОКПО. В обязательном порядке Рапорту должен быть присвоен номер, указана дата его составления, период, на который выписан рапорт, марка и инвентарный номер крана.
Рапорт рассчитан для внесения данных о работе четырех машинистов при трехсменной работе башенного крана. Фамилии трех машинистов вписываются при оформлении рапорта. Фамилия четвертого машиниста записывается в случае если необходимо заменить одного отсутствующего машиниста по причине болезни, отпуска и иным причинам, который будет продолжать работу на башенном кране. Помимо фамилий и инициалов машинистов, указываются их табельные номера и разряды. При последующей замене выписывается новый рапорт.
Заполняется рапорт ежесуточно машинистами крана. При заполнении рапорта каждый из машинистов указывает в соответствующих графах таблицы количество часов, отработанных за смену, количество часов, отработанных в ночное время, количество часов, отработанных сверхурочно и в выходные дни.
Таблица содержит графы, в которых отражается объем выполненных работ за смену. Эти сведения заполняет должностное лицо, ответственное за нормирование и расчеты, на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ.
Данные, указанные в таблице, должны быть заверены подписью и печатью заказчика. Заказчик также записывает время простоя с указанием причины и виновника, а на оборотной стороне Рапорта претензии к работе машинистов, если таковые имеются.
Если имели место простои в работе крана, то при заполнении Рапорта следует применять следующие коды простоев:
по вине владельца машины: | |
неисправность машины | 01 |
техническое обслуживание | 02 |
внеплановый ремонт | 03 |
отсутствие ГСМ | 04 |
перебазирование и переоборудование машины | 05 |
отсутствие машиниста | 06 |
по вине заказчика: | |
отсутствие материалов и конструкций | 07 |
отсутствие фронта работы | 08 |
необеспеченность подъездных путей | 09 |
отсутствие силовой энергии и освещения | 10 |
недостатки транспортных средств | 11 |
прочие простои | 12 |
По окончании декады Рапорт о работе башенного крана подписывается машинистами, должностным лицом, ответственным за нормирование и расчет, прорабом, начальником участка и передается в бухгалтерию.
Обратите внимание!
Работа башенных кранов, состоящих на балансе специализированной организации, оформляется по форме N ЭСМ-6, то есть в Журнале учета работы строительных машин (механизмов), который также утвержден постановлением N 78.
Постановление Госкомстата Российской Федерации от 24 марта 1999 года N 20 "Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации" в необходимых случаях разрешало вносить в унифицированные формы первичной учетной документации дополнительные реквизиты. Изменить унифицированную форму документа организация может и сейчас, но соответствующее решение следует оформить организационно-распорядительным документом. Дополненная форма документа должна содержаться в приложении к приказу по учетной политике организации в целях бухгалтерского учета.
Помимо внесения в форму документа дополнительных реквизитов, разрешено менять формат документа в части расширения или сужения строк и граф, добавления недостающих строк, вкладных листов.
Напоминаем также, что удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Все предусмотренные строки и графы должны быть заполнены. Если же сведения для заполнения каких-либо граф или строк отсутствуют, в них следует сделать прочерк.
Форма Рапорта о работе башенного крана содержит такой реквизит, как разряд машиниста. Для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим предназначен, в частности, Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТСК).
Напомним, что постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года N 31/3-30 утверждены "Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР", а также раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1.
Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих разработаны применительно в шестиразрядной тарифной сетке.
Разряды работ установлены по их сложности. Анализ ЕТСК показывает, что для машиниста крана (крановщика) предусмотрены разряды со второго по шестой. Если для профессии в справочнике предусмотрено несколько разрядов, а следовательно, и тарифно-квалификационных характеристик, то рабочий более высокой квалификации, помимо работ, перечисленных в тарифно-квалификационной характеристике присвоенного ему разряда, должен обладать знаниями, навыками и умением выполнять работы, предусмотренные для рабочих более низкой квалификации этой профессии.
Например, крановщик 3-го разряда допускается к управлению мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 3 до 15 тонн. Крановщик 4-го разряда допускается к управлению такими же кранами, но уже грузоподъемностью свыше 15 тонн. Крановщик 5-го разряда имеет право на управление мостовыми и шлюзовыми кранами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, грузоподъемностью свыше 25 тонн при выполнении работ средней сложности. Крановщик 6-го разряда управляет мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 100 тонн, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ. Крановщик 6-го (5-го, 4-го) разряда допускается к выполнению работ более низких разрядов, в то время как крановщик 2-го (3-го, 4-го, 5-го) разряда не может быть допущен к выполнению работ 6-го разряда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года N 163 утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет. Согласно пункту 1150 названного постановления к работе машинистом, занятым управлением машинами, установками и механизмами, применяемыми при выполнении строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, не могут привлекаться лица моложе восемнадцати лет.
Организациям, эксплуатирующим башенные и иные краны, следует руководствоваться отраслевой типовой инструкцией, разработанной для машинистов башенных кранов при управлении, обслуживании и профилактическом ремонте указанных кранов согласно их профессии и квалификации. Инструкция, о которой идет речь, утверждена постановлением Госстроя Российской Федерации от 8 января 2003 года N 2 "О Своде правил "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда" (далее - Свод правил N 2).
Инструкцией установлено, что к работе на башенных кранах допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку.
Допуск машинистов к работе оформляется приказом владельца крана, и перед назначением на должность машинисты должны быть обучены по соответствующим программам и аттестованы в установленном порядке (пункт 5.19.2 Свода правил N 2). При переводе крановщика с одного крана на другой такой же конструкции, но другой модели администрация организации обязана ознакомить его с особенностями устройства и обслуживания крана и обеспечить стажировку.
Рапорт о работе строительной машины
Прежде всего обратимся к Федеральному закону от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), пунктом 1 статьи 9 которого установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Факт хозяйственной жизни, как вы знаете, это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (пункт 8 статьи 3 Закона N 402-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 9 Закона N 402-ФЗ установлено, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
По Информации Минфина Российской Федерации N ПЗ-10/2012 с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Исключение составляют формы, используемые в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).
Таким образом, привычные унифицированные формы первичной учетной документации сейчас могут применяться хозяйствующими субъектами по усмотрению. Но практика показывает, что многие организации продолжают применять именно унифицированные формы первичных учетных документов, разработанных в свое время Госкомстатом, закрепляя их использование для документирования фактов хозяйственной жизни приказом по учетной политике.