В зависимости от длины, диаметра и инженерно-геологических условий пересечения могут применяться проходка щитами различного диаметра, способ продавливания стальных футляров, бурошнековое бурение, горизонтально-направленное бурение, способ направленного прокола, микротоннелирование.
При любом способе производителем работ должна быть обеспечена сохранность существующих коммуникаций ОАО "РЖД".
8.1. Щитовая проходка.
Щитовая проходка осуществляется как с применением механизированных щитов (разработка забоя производится специальным исполнительным органом), так и немеханизированных (отбойными молотками и ручным инструментом). Способ щитовой проходки применяется при диаметрах переходов от 2-х до 4-х м при длине пересечения под путями более 60 м, а также в сложных гидрогеологических условиях.
При производстве работ щитовой проходкой необходимо следить за тем, чтобы:
не было опережения в выборке грунта впереди режущей части щита;
крепление забоя должно быть надежным, работы должны вестись круглосуточно, без остановок в продвижении щита;
первичное заблочное нагнетание цементно-песчаного раствора за сборную обделку тоннеля должно производиться за первое от забоя кольцо обделки с целью ликвидации строительного зазора между обделкой и грунтом непосредственно у забоя;
перед контрольным (повторным) нагнетанием раствора зазоры между обделкой и оболочкой щита или грунтом должны быть заполнены уплотняющим материалом или закрыты специальным устройством, не пропускающим раствор;
тщательно проверялось состояние пути на участке перехода, для чего производить постоянную в течение суток контрольную нивелировки пути по головке рельса с записью результатов в специальный журнал, сравнивая полученные данные с первоначальными.
8.2. Продавливание стального футляра.
Способ продавливания применяется на пересечениях футляром диаметром от 1200 до 1600 мм при длине пересечения под путями до 40 м (при ручной разработке грунта в футляре). При производстве работ продавливанием футляра следить и не допускать разработки грунта впереди футляра, для чего выборку грунта производить либо через "окно" не более 40x40 см в диафрагме, либо оставлять грунтовую пробку размером не менее 1,0-1,5 м в зависимости от гидрогеологических условий. Диафрагма должна быть вварена на расстоянии не менее 1,0 м от торца трубы.
8.3. Бурошнековое бурение.
Диаметр футляра от 150 мм до 1000 мм. Шнековый транспортер передает вращающийся момент от узла привода на режущий орган и транспортирует разработанную в забое породу. Область применения - во всех грунтах, поддающихся продавливанию. При использовании ниже уровня грунтовых вод необходимо применение дополнительного оборудования, обеспечивающего герметичность забоя. Способ горизонтального бурения применяется на пересечениях диаметром от 500 до 1600 мм при длине пересечения до 60 м и только в плотных глинистых грунтах твердой, полутвердой и тугопластичной консистенции с прокладкой футляра выше уровня грунтовых вод и обязательным заполнением пространства между футляром и стенкой скважины цементным раствором. Этот способ непригоден при проходке в песчаных, сыпучих и водонасыщенных грунтах.
8.4. Направленный прокол.
Способ направленного прокола применяется на пересечениях с диаметром кожуха не более 350 мм при длине перехода до 100 м в грунтах естественной влажности. При направленном проколе проходится "пилотная" скважина диаметром до 100 мм от рабочего до приемного котлована. При помощи расширителей "пилотная" скважина увеличивается до 350 мм, после чего в нее затаскивается рабочая труба.
8.5. Горизонтально-направленное бурение.
Способ горизонтально-направленного бурения выполняется комплексами задающими буровому инструменту направленное движение с точным выходом в приемный котлован и одновременным нагнетанием бурового раствора, обеспечивающего устойчивость стенок скважины. Длина перехода может быть более 100 м, диаметр горизонтальных скважин до 550 мм.
Для прокладки кабелей, как правило, используются полиэтиленовые трубы. Глубина заложения скважин принимается не менее 4,5 м от подошвы рельса и не менее 2,0 м от дна водоотводов до верха скважины. При контроле производства работ следует обращать внимание на следующее:
при устройстве перехода буровые работы должны вестись непрерывно до завершения работ;
в случае вынужденных остановок процесса бурения более суток работы возобновляются только после письменного согласования заместителя начальника железной дороги по региону и начальника дистанции пути при обязательном контроле за состоянием пути и земляного полотна;
места возможного выхода бурового раствора на поверхность должны быть выявлены заранее, на стадии проектирования;
при значительных перепадах вертикальных отметок начала и конца трассы бурения (более 5 метров) и при протяженности подземной части пересечения более 100 метров должны быть предусмотрены проектной документацией разгрузочные шурфы для отвода бурового раствора в сторону от железнодорожного полотна за пределы полосы отвода железной дороги.
8.6. Микротоннелирование.
Способ микротоннелирования применяется там, где применение остальных способов прокладки трубопроводов затруднено или вообще невозможно, особенно в сложных гидрогеологических условиях. Диаметр проходки способом микротоннелирования до 4,0 м, длина проходки микрощитом может быть более 100 м. Микрощит оснащается вращающимся стальным исполнительным органом, позади которого находится герметическая пульповая камера. Пульпа в системе должна циркулировать во время проходки постоянно под регулируемым давлением, которое создает баланс давления грунта и воды. Система управления микрощитом должна контролировать:
постоянное показание позиции микрощита;
положение забоя на данный момент;
оптимальную скорость проходки;