Анализ и обобщение всего многообразия рисков позволили выявить наиболее существенные риски, при этом степень их влияния на реализацию мероприятий Программы будет зависеть от текущего состояния экономики и рыночной конъюнктуры.
Риск длительного падения цен и снижения спроса на угольную продукцию на международном угольном рынке (включая риск со стороны импортеров).
Такой риск связан, прежде всего, с различными кризисными явлениями в мировой экономике и приводит к росту убытков угольных компаний, а в ряде случаев - их банкротству, замораживанию инвестиционных проектов, росту безработицы, снижению доходов населения и бюджетов. Негативные последствия этого риска могут затронуть более широкий спектр российской экономики, включая железнодорожные перевозки и перевалку угля в портах.
Управление риском длительного падения цен связано с реализацией проектов, обеспечивающих приближение производителей экспортного угля к зарубежным потребителям, снижение издержек производства, повышение конкурентоспособности угольной продукции за счет улучшения ее качества.
Риск со стороны ключевых стран-экспортеров.
В долгосрочной перспективе наиболее серьезным вызовом может стать наращивание добычи и экспорта угля Соединенными Штатами Америки и Австралией. Уровень добычи угля в Соединенных Штатах Америки может увеличиваться до середины века и эта страна, обладая огромными запасами угля, может обеспечить производство 1,4 млрд. тонн угольной продукции, взяв на себя роль "резервного" поставщика угля в глобальном масштабе. Ресурсная база Австралии может позволить стране также нарастить экспорт намного больше, чем это предполагается. Ограничение в этом случае касается только объемов спроса, и дополнительные поставки вполне могут быть обеспечены австралийскими производителями. Российской Федерации также придется столкнуться с конкуренцией со стороны таких стран, как Индонезия, Колумбия, Южно-Африканская Республика, Монголия, которые, вероятно, увеличат производство и экспорт угля, но в ограниченных масштабах.
Управление таким риском будет связано с реализацией обозначенных в Программе мер поддержки конкурентоспособности российского угля на международной арене, включая процедуры мониторинга, а также адаптации политики поддержки конкурентоспособности к ситуации на внешних рынках.
Риск продолжения сокращения внутреннего спроса на энергетический уголь.
Потребление угля в сегменте электроэнергетики длительное время имеет нисходящий тренд и сократилось относительно 1988 года в 1,6 раза. При длительном существовании относительно низких цен на природный газ вполне вероятно дальнейшее развитие процесса замещения угля природным газом на тепловых электростанциях.
Этот риск связан прежде всего с неопределенностью в реализации энергетической политики, что негативно отразится на дальнейшем развитии угольной промышленности и затруднит осуществление долгосрочных инвестиций.
Возможные мероприятия по управлению этим риском - стимулирование сооружения новой угольной генерации и мотивация частного бизнеса к использованию угля в электроэнергетике.
Риск неисполнения намерений по доставке угля потребителям внутреннего и внешнего рынков (инфраструктурный риск).
Одним из ключевых ограничителей развития угольной промышленности является недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, что усугубляется огромными расстояниями. Основные угледобывающие мощности сосредоточены в Кемеровской области и Восточной Сибири. Ключевым направлением, на котором происходит сдерживание грузопотоков, является восточное направление.
Возможность существенного наращивания российских экспортных поставок угольной продукции, особенно на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, будет всецело зависеть от устранения инфраструктурных ограничений в части развития портовых мощностей, повышения пропускной способности железнодорожной сети и станций примыкания, увеличения эффективности использования подвижного состава. В частности, без строительства железнодорожной ветки Кызыл - Курагино невозможно вести освоение Улугхемского каменноугольного бассейна, кроме того, требуется строительство мостов, электроподстанций, рабочих поселков и другой инфраструктуры. Сдерживающим фактором является недостаточное развитие Восточного полигона сети железных дорог, недостаточная пропускная способность в зоне Байкало-Амурской магистрали, "узкие места" железнодорожного участка Междуреченск - Тайшет, железнодорожных подходов к портам Северо-Запада и Юга Российской Федерации.
Возможные мероприятия по управлению инфраструктурными рисками:
модернизация инфраструктурных объектов;
сопряженное развитие морских портов и железнодорожных подходов к ним;
государственное софинансирование инвестиционной программы отрытого акционерного общества "Российские железные дороги" в части устранения инфраструктурных ограничений, что позволит избежать резкого роста транспортных затрат и потери конкурентоспособности российского угля на внешнем рынке.
Риск создания избыточных производственных мощностей.
Такой риск может являться результатом снижения спроса на угольную продукцию по причине изменения потребительских предпочтений в пользу газа и оценивается наиболее высоко в связи с возможными изменениями топливного баланса европейских стран из-за наращивания добычи сланцевого газа и перенаправления экспортных излишков российского газа на внутренний рынок.
Возможные мероприятия по управлению этим риском - создание самостоятельных или взаимосвязанных производств на базе технологий комплексного использования ресурсов угольных месторождений.
Риск роста тарифов естественных монополий.
Возможный рост железнодорожных тарифов свыше запланированных темпов индексации может негативно сказаться на конкурентоспособности российского угля на внешнем рынке при неблагоприятной конъюнктуре.
На показатели эффективности перевозок и сбыта угольной продукции также влияет загруженность инфраструктуры излишним количеством невостребованных под перевозку порожних полувагонов.
Возможные мероприятия по управлению этим риском:
внесение изменения в порядок расчета тарифов на перевозки угля, предусматривающий возможность корректировки тарифов в зависимости от конъюнктуры мирового угольного рынка в целях укрепления на нем позиций Российской Федерации;
совершенствование организации движения приватного парка полувагонов.
Риск роста цен на основные материалы и ресурсы.