Недействующий

Об утверждении Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года (с изменениями на 5 апреля 2019 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 N 1582-р)

1. Подпрограмма "Развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование"


Целью подпрограммы является обеспечение сбалансированного развития и использования угольной сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики страны в угольных ресурсах, а также геополитических интересов Российской Федерации.

Мероприятия, реализуемые в рамках подпрограммы, направлены на:

воспроизводство ресурсов и запасов угля с учетом концентрации средств федерального бюджета и внебюджетных источников на выполнении геолого-разведочных работ в наиболее перспективных районах;

обеспечение рационального недропользования.

В целом состояние угольных ресурсов Российской Федерации оценивается как удовлетворительное. Однако при достаточно высоких валовых показателях запасов угля, учтенных государственным балансом, величина благоприятных для освоения (активных) запасов угля существенно ниже. Объем кондиционных ресурсов угля, учтенных при разработке Программы, приведен в приложении N 2.

Компенсация отрабатываемых запасов угля в результате их прироста с учетом добывающих мощностей угольных компаний и растущих потребностей теплоэлектроэнергетики, черной и цветной металлургии, химической промышленности требует наращивания ресурсной базы угля. Для этого необходимо создать основу планирования геолого-разведочных работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета и средств недропользователей, которая учитывала бы состояние и перспективы развития угольной промышленности.

Мероприятия по воспроизводству ресурсов и запасов угля включают в себя проведение опережающих региональных и целевых рекогносцировочных работ, поисковых и поисково-оценочных работ, а также разведочных работ.

В результате выполнения этих работ будет обеспечена локализация прогнозных ресурсов, подготовлены перспективные площади для передачи на лицензионной основе недропользователям, достигнут прирост запасов угля.

Основные объемы поисковых, оценочных и разведочных работ намечаются в бассейнах и месторождениях Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, где возможен открытый способ добычи. При этом максимальным потенциалом роста угледобычи в долгосрочной перспективе исходя из основных характеристик ресурсной базы (запасы и качество угля, геологические условия, возможность использования открытого способа разработки) обладают Дальний Восток и Байкальский регион, Восточно-Сибирский экономический регион страны, что требует ускоренного развития транспортной (прежде всего железнодорожной) инфраструктуры в этом регионе.

В Северо-Западном экономическом районе значительным потенциалом обладает Печорский угольный бассейн в силу его географического расположения и ресурсных конкурентных преимуществ.

На первом этапе реализации подпрограммы будут осуществляться мероприятия по обеспечению минерально-сырьевыми ресурсами действующих угледобывающих производств в освоенных угледобывающих районах, на втором этапе - по созданию условий для формирования новых сырьевых баз угля в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, Байкальского региона, Республики Коми и на Урале, на третьем этапе - по обеспечению минерально-сырьевыми ресурсами действующих угледобывающих производств в традиционных и новых районах добычи угля.

Мероприятия по обеспечению рационального недропользования включают меры нормативно-правового, экономического и контрольно-надзорного характера.

На первом этапе реализации подпрограммы будет создано необходимое нормативно-правовое обеспечение повышения рациональности недропользования, разработаны проекты федеральных законов о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части повышения эффективности управления в области использования и охраны подземных вод, в части проведения экспертизы технических проектов за счет средств пользователей недр и в части предоставления права недропользователям осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для собственных нужд в границах лицензионных участков.

Планируется разработать методику расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, и предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части формирования ликвидационных фондов недропользователей.

Одновременно будут выполняться мероприятия по согласованию проектной документации на разработку месторождений и по осуществлению контрольно-надзорной деятельности за выполнением лицензионных соглашений. Осуществление этих мероприятий продолжится на втором и третьем этапах реализации подпрограммы.

Рациональному недропользованию будет способствовать осуществление контрольных мероприятий по выполнению лицензионных соглашений в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в комплексе мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы угольной промышленности предусматривают:

разработку научного обоснования обстановки, благоприятной для выявления на территории России угольных месторождений;

разработку прогнозно-поисковых моделей угольных месторождений;

переоценку и геолого-экономический анализ ресурсов и запасов угольных месторождений нераспределенного фонда;

разработку технологий применения комплекса современных экспрессных полевых и лабораторных методов изучения минерального вещества при поисках и оценке угольных месторождений;

создание информационных технологий мониторинга и управления запасами угля;

создание научно-аналитической базы, нормативно-методического и правового обеспечения изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы угольной промышленности, а также рационального недропользования.

Основные организационные мероприятия по реализации подпрограммы включают в себя:

создание координационного совета по реализации подпрограммы с участием заинтересованных представителей федеральных органов власти, научных организаций и компаний-недропользователей;

создание информационно-аналитической поддержки реализации подпрограммы;

разработку форм полугодовых отчетов о реализации подпрограммы.

Механизмы государственно-частного партнерства в целях реализации подпрограммы основаны на следующих принципах: