Недействующий

Об утверждении Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года (с изменениями на 5 апреля 2019 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 N 1582-р)

2. Основные системные проблемы развития угольной промышленности России


Перспективы развития угольной промышленности связаны с решением проблем системного характера. К их числу относятся следующие проблемы:

падение внутреннего спроса на энергетический уголь - с момента наивысшего потребления энергетического угля на внутреннем российском рынке (1988 год) этот показатель снизился в 1,6 раза. Объективная необходимость сдерживания роста цен на газ на внутреннем рынке до уровня равнодоходности с экспортом не позволяет угольной продукции конкурировать с газом в сфере электроэнергетики и в жилищно-коммунальном хозяйстве;

неразвитость инфраструктуры в новых районах добычи угля. Для дальнейшего освоения Эльгинского каменноугольного месторождения необходимо достроить железнодорожную ветку от станции Эльга до разреза "Эльгинский". Без строительства железнодорожной ветки Кызыл-Курагино невозможно вести освоение Улугхемского каменноугольного бассейна, кроме того требуется строительство мостов, электроподстанций, рабочих поселков и т.д.;

отсутствие мотивации у пользователя недр при проведении работ по геологическому изучению и разведке участков недр с низкой степенью геологической изученности;

недостаточное развитие Восточного полигона сети железных дорог (в том числе недостаточная пропускная способность в зоне Байкало-Амурской магистрали), наличие "барьерных мест" железнодорожного участка Междуреченск-Тайшет, железнодорожных подходов к портам Северо-Запада и Юга России;

затянувшийся (в связи с недостаточностью выделяемых бюджетных средств) процесс реструктуризации угольной отрасли, значительный объем дополнительной социальной нагрузки, отсутствующий в других отраслях экономики (пайковый уголь, социальные доплаты к пенсиям и др.), а также наличие проблем шахтерских моногородов в действующих угольных бассейнах. Города Зверево и Гуково (Ростовская область), а также Ленинск-Кузнецкий и Прокопьевск (Кемеровская область) в кризисный период с 2009 по 2010 год были признаны моногородами и включены в перечень нуждающихся в первоочередной помощи. Аналогичная поддержка в части переселения работников угольной отрасли из районов Крайнего Севера необходима не включенному в перечень проблемных моногородов шахтерскому городу Инта (Республика Коми);

неконкурентоспособность продукции российского угольного машиностроения и усиливающаяся в связи с этим зависимость отрасли от импорта технологий и оборудования. Доля импортного оборудования в общем количестве используемой основной горнотранспортной техники постоянно растет, только за 2010-2012 годы она увеличилась с 37 до 49,6 процента. По итогам 2012 года доля импортных очистных комбайнов достигла 75,1 процента, погрузчиков - 83,8 процента, технологических автомобилей - 87,4 процента;

низкая средняя рентабельность продаж угля, короткие сроки кредитования и высокий уровень процентных ставок по банковским кредитам, препятствующие привлечению финансовых ресурсов на цели модернизации угольной промышленности и повышения безопасности работ;

нарастающий дефицит квалифицированных трудовых кадров на фоне непрестижности профессии горняка по условиям труда и уровню его оплаты.

В настоящее время уже сделаны первые шаги по решению системных проблем угольной отрасли:

в части ресурсного обеспечения - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждена Программа лицензирования угольных месторождений на период до 2015 года. Предусмотрен ежеквартальный контроль реализации указанной Программы и ежегодная ее актуализация;

в части развития производственного потенциала принят Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации", направленный на создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Законом предусмотрено обнуление для таких проектов ставки налога на прибыль, перечисляемого в федеральный бюджет, сроком на 10 налоговых периодов. Законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Кроме того, предусмотрено обнуление ставки налога на добычу полезных ископаемых до начала применения нулевой ставки по налогу на прибыль и в течение первых 24 периодов после;

в части развития Восточного полигона сети железных дорог Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации были приняты решения о финансировании расширения Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали до 2018 года в объеме 562 млрд. рублей, из которых 302 млрд. рублей будет привлечено за счет инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", а 260 млрд. рублей составят средства из федерального бюджета и Фонда национального благосостояния в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги". В результате прирост объемов перевозок угольных и рудных грузов составит суммарно порядка 55 млн. тонн в год;

в части повышения средней рентабельности продаж угольной продукции - Федеральной службой по тарифам с учетом принятых Правительством Российской Федерации решений о сохранении в 2014 году тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, выполняемые открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", на уровне 2013 года и последующей их ежегодной индексации в соответствии с показателями инфляции за предыдущий год принято решение об установлении долгосрочных параметров индексации тарифов на железнодорожные перевозки на период до 2018 года;

в части создания безопасных условий труда законодательно установлены требования обязательной дегазации в шахтах и повышения квалификации работников не реже одного раза в 5 лет; утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", содержащая подпрограмму "Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт". В 2012 году создано некоммерческое партнерство "Объединение проектировщиков горного производства";

в части трудового законодательства установлены особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах, условно-постоянная часть заработной платы горняков увеличена с 45 до 70 процентов, установлены условия выплат страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, создано объединение работодателей, с 1 апреля 2013 года вступило в действие Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на 2013-2015 годы;

в части профессиональной подготовки кадров выполняется комплекс мероприятий по реализации в 2012-2014 годах Концепции совершенствования системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала для организаций угольной отрасли, формируется система региональных минерально-сырьевых университетов; компаниями созданы корпоративные системы подготовки и повышения квалификации кадров, в 2014 году на базе объединения работодателей угольной промышленности будут разработаны первоочередные профессиональные стандарты.