Недействующий

Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (с изменениями на 21 марта 2019 года) (утратило силу с 05.12.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2020 N 1903)

5. Комплексное обеспечение безопасности туристской деятельности


Вопросы повышения безопасности туризма являются ключевыми на современном этапе государственной политики в области туризма, ориентированной на повышение качества жизни населения.

Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествий, материальным и духовным ценностям государства и его безопасности.

Безопасность туриста напрямую зависит от политики государства, мер, принимаемых фирмами, турагентами и туроператорами, а также от действий самого туриста. Безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествии касаются широкого круга проблем, в том числе обеспечения медицинского обслуживания, проверки технического и санитарного состояния туристского инвентаря и объектов туристской инфраструктуры, организации работы служб спасения и скорой помощи, страхования, своевременного информирования о существующих угрозах, обеспечения немедленного отклика на жалобы туристов, органов охраны памятников и окружающей среды.

Туристские предприятия обязаны ознакомить туристов с элементами риска каждой конкретной туристской услуги и мерами по его предотвращению. Информация, необходимая для туристов, в целях охраны их жизни и здоровья предоставляется заблаговременно до начала отдыха и в процессе обслуживания. Информация, характеризующая особенности туристского маршрута, необходимый уровень личной физической подготовки туриста, особенности индивидуальной экипировки, должна содержаться в рекламно-информационных материалах и тексте информационного листка к туристской путевке.

Для повышения информированности туристов о правилах безопасности на туристских маршрутах необходимо предпринять следующие меры:

разработать комплект типовых информационных листов для каждого туристского направления;

обеспечить отражение региональных особенностей туристских ресурсов и программ на внутренних туристских направлениях;

утвердить нормативные требования к содержанию информационного листа для каждой туристской программы, состоящего из базовой типовой и вариативной частей, разрабатываемых туроператором в зависимости от специфики программы тура;

разработать и внедрить систему обучения работников туристских организаций правилам проведения инструктажа по безопасности и информационной работы с туристами;

разработать и внедрить систему контроля знаний туристами содержания информационных материалов, касающихся их безопасности на реализуемых направлениях, работниками туристских организаций.

Также следует уделять пристальное внимание вопросам повышения безопасности туристов на маршрутах с активными способами передвижения и повышенной опасности. Для этого следует разработать "дорожную карту", связанную с повышением безопасности этой категории путешествий, в которой необходимо отразить задачу введения системы обязательного страхования туристов на маршрутах повышенной опасности и развития системы подготовки инструкторов-проводников.

В Российской Федерации механизм защиты прав туристов постоянно совершенствуется. Так, до 2007 года туристская деятельность регулировалась путем выдачи лицензий. В 2012 году были внесены изменения, касающиеся создания специального компенсационного фонда. Теперь законодательство в сфере туризма обязывает туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, быть членами объединения туроператоров "Турпомощь".

В части внутреннего туризма подобного защитного механизма, кроме финансовых гарантий, сегодня не существует. Туристские администрации ряда регионов Российской Федерации отмечают наличие проблемы несвоевременной оплаты и задержек с перечислением денег от туроператоров за уже оказанные услуги предприятий туристской инфраструктуры. Таким образом, в тех случаях, когда речь идет о недобросовестной деятельности туроператора или турагента, несвоевременной оплате контрагентам, которая приводит к финансовым потерям поставщиков туристских услуг, входящих в туристский продукт, компенсационный фонд не может нивелировать эти убытки.

Такие проблемы требуют выработки комплексного подхода для их решения и поиска эффективного механизма регуляции финансовых расчетов между участниками туристского рынка, который сможет привести к следующим результатам:

повышение прозрачности финансовых расчетов между предприятиями отрасли и поставщиками туристских услуг;

повышение платежной дисциплины взаиморасчетов между заказчиками и поставщиками туристских услуг;

наличие актуальной информации о туристских компаниях, которым грозит банкротство, для принятия своевременных мер по их финансовому оздоровлению и перспективного планирования состояния компенсационного фонда.

Необходимо разработать пакет не только компенсационных, но и превентивных мер по защите прав потребителей и производителей туристских услуг.

Необходимо развивать взаимодействие между Министерством чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти в сфере туризма, туристско-информационными центрами и предприятиями сферы туристских услуг по вопросам обеспечения безопасности туристов на территории Российской Федерации.

Современный этап стратегического планирования туризма связан с повышением внимания к вопросам устойчивости развития отрасли.

Для этой цели необходимо разработать мероприятия по стимулированию использования ресурсосберегающих и экотехнологий на предприятиях туристской инфраструктуры, применения следующих принципов устойчивого развития отрасли при реализации региональных стратегий в сфере туризма:

неограниченно долгое, неистощительное использование туристских ресурсов без потери их качества;

обеспечение сохранения природного, социального и культурного разнообразия;

тщательное планирование, комплексный подход, интеграция туризма в планы регионального развития;

поддержка экономики региона, участие местного населения в развитии туризма и получение финансовых и прочих преимуществ от этой деятельности;

реализация просветительской и образовательной функции туризма, повышение уровня культуры и сознательности в обществе, экологической ответственности и патриотизма;

координация, кооперация и развитие сотрудничества между всеми участниками рынка туристских услуг;

сокращение чрезмерных затрат природных и энергетических ресурсов.