Социальная роль туризма проявляется в его оздоровительной, просветительской, воспитательной функции. Развитие системы социального туризма с привлечением бюджетных и внебюджетных источников финансирования является сегодня одним из основных направлений реализации потребностей социально незащищенных групп населения Российской Федерации и повышения доступности туристских услуг. Каждый регион должен уделить пристальное внимание задаче развития социального туризма. Необходимо искать пути применения финансовых механизмов поощрения работодателей, являющихся спонсорами социальных туристских программ или компенсирующих своим работникам часть затрат на туристские услуги на территории Российской Федерации. Всячески следует поощрять любую инициативу поддержки программ социального туризма со стороны бизнес-сообщества. Важно добиться повышения доступности туристских услуг для наименее социально защищенных групп населения и учащихся.
Туризм выполняет также важную функцию по восстановлению здоровья населения. В этой связи особое внимание следует уделять развитию лечебно-оздоровительного туризма, совершенствованию его материально-технической базы, подготовке и привлечению кадров в эту сферу и активному продвижению лечебно-оздоровительного туризма на внутреннем рынке, в том числе путем организации сотрудничества (ознакомительных и обучающих мероприятий) с медицинскими работниками. В работе с детьми и молодежью важную оздоравливающую роль играют туристские программы с активными способами передвижения по маршруту, к участию в которых необходимо привлекать учащихся образовательных учреждений.
Перспективной задачей туризма является повышение уровня культуры, образования и просвещения общества. Этой задаче соответствуют все виды туризма, однако одним из наиболее узко направленных является культурно-познавательный туризм.
Для развития культурно-познавательного туризма необходимы следующие специальные меры:
разработка, внедрение и распространение новой концепции интерактивной экспозиции в учреждениях культуры (музеях, культурно-досуговых учреждениях, природно-ландшафтных комплексах) с применением элементов игровых технологий, приемов визуализации, ролевых методов вовлечения посетителя в процесс познания;
создание и развитие смешанного типа учреждения культуры, эколого-культурных туристских комплексов, совмещающих музейную экспозицию, природно-ландшафтную территорию, мастерские традиционных ремесел, театрализованные представления, образовательную и просветительскую функцию, научно-исследовательский центр, торгово-ярмарочный комплекс. Такой комплексный подход способен привлечь и удержать интерес современной потребительской аудитории, а также дает возможность привлечения инвестиций для финансирования проектов по созданию новых или преобразованию уже действующих учреждений культуры за счет средств внебюджетных источников;
внедрение практики активной маркетинговой деятельности учреждений культуры, включающей исследование рынка, анализ реальной и целевой потребительской аудитории, определение товарной политики и продвижение услуг на рынок, включая рекламу и деятельность по связям с общественностью, посредством объединения маркетинговых усилий всех объектов культуры на базе национального туристского портала и внедрения единой информационной системы по учету и анализу количества и характеристик посетителей, дающей возможность онлайн-бронирования и онлайн-продажи билетов;
проведение обучения работников учреждений культуры и других предприятий, относящихся к объектам туристского показа, инновационным методам работы, маркетинговой деятельности и приемам составления интерактивных программ для туристов;
ориентация на индивидуального туриста, принимающего решение о поездке (экскурсии) без предварительной подготовки с использованием услуг туристских компаний или полностью самостоятельно, предусматривающая информационную поддержку процесса выбора, заказа и потребления туристской услуги;
решение проблемы транспортной доступности объектов культурно-познавательного туризма, включая организацию подъездных путей и парковочных мест для туристских автобусов и личного транспорта индивидуальных туристов;
обновление культурно-познавательных туристских программ, регулярное внесение разнообразия в традиционные туристские маршруты для стимулирования повторных визитов;
развитие краеведения, создание и развитие деятельности краеведческих клубов и музеев.
Таким образом, культурно-познавательный туризм может внести существенный вклад в дело просвещения и нравственного оздоровления общества. Важно понимать значение разработки комплекса мер по развитию этого направления как наиболее конкурентоспособного, перспективного вида туризма, отвечающего общей государственной политике и национальным интересам Российской Федерации.
Еще одним направлением реализации социальной функции туризма является развитие детского, юношеского и молодежного туризма. Следует разработать нормативно-правовое обеспечение этого направления туристской деятельности, определить и законодательно закрепить понятийный аппарат, принципы и стандарты обслуживания в сфере детского, юношеского и молодежного туризма.
Одним из направлений развития детского, юношеского и молодежного туризма является более глубокая интеграция туристских программ в систему образования, позволяющая сформировать условия для патриотического воспитания и расширения кругозора учащихся.
Сегодня все образовательные организации регулярно проводят экскурсии и другие виды выездных занятий. Однако на практике такая деятельность часто не имеет четкого плана. Лица, ответственные за экскурсионные и выездные мероприятия с учащимися, как правило, при выборе туристско-экскурсионных программ исходят из личного опыта, бюджета и рекомендаций учреждений культуры. Это значительно снижает качество и эффективность этой деятельности.
Интеграция туристских программ в систему образования может быть достигнута путем объединения усилий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представителей туристского бизнеса по разработке туристскими организациями туристско-экскурсионных программ, соответствующих содержанию образовательных программ и специфике туристских ресурсов региона, а также по выработке механизма планирования содержания внеурочной работы образовательных организаций. Также туристско-экскурсионная форма может быть использована в дополнительных общеразвивающих программах дополнительного образования детей и взрослых, которые являются новацией Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Кроме того, расширение использования туристских программ как формы внеурочных занятий требует создания системы обучения работников образовательных организаций планированию и реализации выездных мероприятий в учебном и воспитательном процессе, а также повышения доступности туристских услуг для организованных групп.
Также необходимо уделить внимание задаче развития туристской инфраструктуры в сфере детского, юношеского и молодежного туризма путем создания и развития туристских кластеров, специализирующихся на обслуживании такой категории потребителей. Затем необходимо провести работу по подготовке и реализации конкретных инвестиционных проектов по развитию в регионах Российской Федерации детского, юношеского и молодежного туризма в рамках создаваемых кластеров.