Действующий

О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года (с изменениями на 26 декабря 2022 года)



Приложение 2
к Стратегии
социально-экономического развития
Республики Крым до 2030 года



ОСНОВНЫЕ РИСКИ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

(в ред. Закона Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022)

Риски

Описание рисков

Механизмы противодействия

1

2

3

Экономические риски

Геоэкономические

Основная опасность, исходящая от внешнеполитических процессов - сохранение и усиление международной геополитической и геоэкономической изоляции Республики Крым, что в первую очередь затрудняет экономическое развитие региона. Набор санкций, введенных США, Европейским союзом, Украиной, факт непризнания Республики Крым субъектом Российской Федерации большинством стран мира приводят к ограничению сбыта промышленных товаров, ограничению объема иностранных инвестиций, снижению транспортной доступности Республики Крым. При сохранении санкций необходимо широкое государственное участие в социально-экономическом развитии региона и создание особых условий для бизнеса

1. Полноценная экономическая интеграция Республики Крым в состав Российской Федерации за счет начала работы на территории Республики отечественных госкорпораций, банков с государственным участием, системообразующих структур, общероссийских сетевых коммуникационных и торговых организаций и др.

2. Разработка и реализация комплекса инструментов стимулирования развития приоритетных отраслей экономики.

3. Сохранение и совершенствование особых условий для реализации инвестиционных проектов, в том числе режима свободной экономической зоны.

4. Углубление сотрудничества Республики Крым с другими субъектами Российской Федерации, а также странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Содружества независимых государств (СНГ).

5. Разработка специальных мер стимулирования создания совместных с зарубежными партнерами высокотехнологичных предприятий.

6. Выработка и активное продвижение тренда политики "Открытый Крым"

(в ред. Закона Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022)

Макроэкономические

Макроэкономические угрозы обусловлены снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, уровня доходов и покупательной способности населения России. Макроэкономическая динамика в России существенно влияет на развитие Республики Крым ввиду высокой экономической зависимости отраслей экономики региона от внутрироссийского спроса, а также размещения ключевых центров принятия решений, определяющих экономическое развитие Республики Крым, в других регионах (что обусловлено низким текущим уровнем развития экономики и ограниченностью внешних связей)

1. Освоение рынков товаров и услуг, спрос на которые сохраняется в условиях экономического спада и снижения доходов населения, в том числе развитие бюджетных предложений в сфере туризма и рекреации.

2. Повышение эффективности действующих предприятий и организаций.

3. Развитие высокомаржинальных отраслей на основе существующей специализации (в том числе в сфере добычи и переработки газа, химии, фармацевтики, композитной отрасли).

4. Расширение спроса государственных и муниципальных заказчиков на товары и услуги, производимые в Республике Крым

Бюджетного недофинансирования

Риски бюджетного недофинансирования реализации Стратегии повышаются в условиях экономического кризиса и усугубляются несбалансированностью регионального бюджета и финансов предприятий. В условиях неустойчивого роста экономики России и при ограниченных ресурсах федерального бюджета объем безвозмездных поступлений в республиканский бюджет может сократиться

1. Повышение числа налогоплательщиков и объемов налоговых сборов путем легализации сферы услуг, легализации "теневой" заработной платы.

2. Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и/или правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости в установленном порядке.

3. Повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества.

4. Повышение эффективности мер государственной поддержки, предоставляемой субъектам малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям в других отраслях деятельности.

5. Повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий

(в ред. Закона Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022)

Технологического отставания

Долгосрочная экономическая конкурентоспособность территории определяется, в том числе, уровнем технологий, применяемых в процессе производства товаров и услуг. Учитывая санкционные ограничения и значительную зависимость развития экономики региона от макроэкономической динамики в России, существует высокий риск увеличения технологического отставания Республики Крым от передовых регионов России и мира

1. Стимулирование спроса на инновации путем разработки качественно новых индустриальных стандартов, требований к продукции, закупаемой государственными и муниципальными заказчиками.

2. Приоритетная поддержка высокотехнологичных проектов путем предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат, направленных на ведение инновационной деятельности.

3. Содействие распространению и применению инновационных технологий предприятиями и организациями Республики Крым.

4. Расширение связей с научно-исследовательскими организациями, наукоградами, организациями инновационной инфраструктуры в других регионах Российской Федерации и странах мира.

5. Создание системы фондов по поддержке малого и среднего бизнеса как фактора инфраструктуры поддержки государством предпринимательства, включая фонд содействия развитию венчурных инвестиций в научно-технической сфере Республики Крым

Сокращения туристического потока

Несмотря на продолжающийся рост туристического потока по сравнению с уровнем 2014 года, число туристов не достигло уровня 2013 года, а структура спроса со стороны гостей из других регионов России не соответствует сложившейся структуре предложения санаторно-курортных и туристических услуг. При этом существует риск, что рост спроса является кратковременным, поскольку часть туристов посетила регион из-за вынужденных ограничений в перемещении, а часть туристов - из-за сниженных цен на авиаперелеты и интереса к региону как к новому субъекту Российской Федерации. За период пребывания Республики Крым в составе Украины санаторно-курортный и туристский комплексы Краснодарского и Ставропольского краев прошли модернизацию, что позволяет им опережать рекреационный комплекс Республики Крым по ряду параметров. Конкуренция с предложениями Турции, Болгарии, Египта возможна только в некоторых сегментах

1. Выявление перспективных сегментов на российском и международном рынках санаторно-курортных услуг и туризма, выбор приоритетных направлений развития санаторно-курортного и туристического комплексов с учетом лучших мировых практик.

2. Снижение числа объектов туристской индустрии Республики Крым, действующих вне легального поля.

3. Реализация PR-стратегии и брендинга Республики Крым на российском и международном рынках.

4. Обеспечение гарантированного качества обслуживания и оправданных ожиданий за счет кадрового обеспечения отрасли и внедрения передовых стандартов туризма и сервиса.

5. Создание действенной системы государственной и региональной поддержки формирования транспортной инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам, технологической и экологической безопасности, а также трендам инновационности

Социальные риски

Социально-демографические

Социально-демографические риски подразумевают сохранение или усугубление процессов депопуляции населения, снижение ожидаемой продолжительности жизни, увеличение заболеваемости населения, сокращение количества трудовых ресурсов. Данные риски усугубляются сравнительно низким уровнем доходов в Республике Крым относительно среднероссийского, что приводит к оттоку кадров

1. Реализация Концепции демографического развития Республики Крым на период до 2025 года.

2. Совершенствование сети медицинских организаций и трехуровневой системы оказания медицинской помощи, развития материально-технической базы медицинских организаций.

3. Развитие системы независимой оценки качества работы медицинских организаций.

4. Повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи.

5. Привлечение квалифицированных специалистов и руководящих кадров из других регионов России

(в ред. Закона Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022)

Межнациональной и межконфессиональной напряженности

Полиэтничность и многоконфессиональность населения Республики Крым, а также имевшие место депортация и политические репрессии по национальному и иным признакам создают риски повышения социальной напряженности. Данная угроза усиливается за счет политической и пиар-активности отдельных крымско-татарских объединений за пределами Республики Крым. Особую опасность представляет активность ИГИЛ и других экстремистских организаций, эксплуатирующих межнациональные и межконфессиональные различия

1. Создание системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов, предусматривающей возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации.

2. Разработка системы информационной поддержки, направленной на укрепление единства российской нации, включая создание социальной рекламы ценностей добрососедских межэтнических отношений.

3. Развитие общекрымской идентичности, опирающейся на многообразие национальных культур и традиций и современную общность народов Республики Крым

Риски государственного управления

Отсутствия согласованности интересов федеральных, региональных и местных политических элит

В условиях особого статуса Республики Крым, требующего принятия консолидированных решений органов власти всех уровней и органов местного самоуправления, возникает опасность несогласованности мер, принимаемых на разных уровнях системы управления, и дивергенции целей. Как следствие, мероприятия по развитию Республики Крым могут иметь несистемный, фрагментарный характер и зависеть от ситуативных факторов, что приведет к их низкой эффективности

1. Усиление межведомственной координации, обеспечение коллегиальности обсуждения ключевых решений, влияющих на социально-экономическое развитие Республики Крым.

2. Обеспечение преемственности и согласованности целей и задач документов стратегического планирования Российской Федерации, Республики Крым, муниципальных образований

Недостатка компетенций в сфере государственного и муниципального управления

Достижение высоких темпов социально-экономического развития в особых условиях, в которых находится Республика Крым, требует эффективной системы государственного и муниципального управления и квалифицированных кадров. Недостаток знаний и компетенций среди государственных и муниципальных служащих, в том числе в жизненно важных направлениях, является угрозой для развития Республики

1. Создание центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере государственного и муниципального управления при Главе Республики Крым.

2. Реализация единой кадровой политики Республики Крым.

3. Внедрение системы оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих Республики Крым.

4. Создание системы обучения и мотивации в области проектного управления в органах государственной власти Республики Крым.

5. Создание единого республиканского реестра и резерва кадров в сфере государственного и муниципального управления, привлечение квалифицированных государственных и муниципальных служащих из других регионов России

Риски в области безопасности

Снижения уровня обеспеченности питьевой водой гарантированного качества жилищно-коммунального сектора и предприятий, водой для использования в сельскохозяйственном и промышленном производстве

В перспективе существует опасность исчерпания водных ресурсов за счет их неэффективной эксплуатации

1. Замена изношенных насосов, водоводов, главных коллекторов, уличной водопроводной сети, внутриквартальных и внутридворовых сетей водоснабжения и водоотведения.

2. Поддержка развития водоочистки и опреснения морской воды, внедрение передовых технологий влагооборота растений, включая технологию капельного полива, развитие воднотранспортной инфраструктуры.

3. Поиск и введение в оборот традиционных (поверхностных и подземных) и новых источников воды (активное использование опресненной воды, вторичное использование сточных вод, использование дождевых вод) для организации гарантированного и бесперебойного обеспечения потребителей пресной водой.

4. Приоритетное развитие сельскохозяйственного и промышленного производства с низким водопотреблением

(в ред. Закона Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022)

Природных катаклизмов: засух, землетрясений, оползней, распространения пандемий

Риски природных катаклизмов в Республике Крым выше, чем в ряде других регионов России. Значительная часть Республики Крым относится к зоне рискованного земледелия, засухи в регионе повторяются примерно 1 раз в 4 года. Сейсмичность территории в направлении с северо-запада на юго-восток изменяется от 6 до 9 баллов. Наибольшей сейсмической активностью характеризуется Южный берег Крыма (города Севастополь, Ялта, Алушта, Судак). Оползневые процессы развиты в Крымских горах

1. Регулярный экологический мониторинг.

2. Обеспечение сейсмобезопасности зданий и сооружений.

3. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения

Техногенных аварий, возникающих вследствие высокого износа оборудования или террористических актов

Степень износа основных фондов обрабатывающих производств Республики Крым составляет более 50%. Это создает опасность возникновения внештатных ситуаций с высоким экологическим риском. Угроза террористических актов в регионе связана со сложной политической обстановкой вокруг полуострова

1. Государственный контроль и надзор в сфере промышленной безопасности.

2. Повышение эффективности межведомственного взаимодействия контрольно-надзорных органов.

3. Содействие технологической модернизации промышленных предприятий.

4. Профилактика терроризма

Экологические

Ключевые риски в сфере экологии связаны с возможным нарушением работы химических предприятий в г. Армянске и г. Красноперекопске, превышением количества туристов уровня допустимой антропогенной нагрузки в отдельных природных комплексах, несоблюдением природоохранных норм при ведении сельского хозяйства, сохранением существующей ситуации в системе ЖКХ (высокого уровня износа, низкого качества очистки сбросов и незначительной утилизации отходов производства и потребления)

1. Создание и принятие отдельной Концепции региональной экологической политики Республики Крым с четкими приоритетами и императивами.

2. Внедрение современных очистных сооружений и ресурсосберегающих технологий.

3. Совершенствование системы государственного экологического мониторинга.

4. Модернизация системы водоотведения.

5. Создание эффективной системы обращения с отходами, сокращение объемов захоронения отходов производства и потребления.

6. Обеспечение равномерного использования рекреационного потенциала Республики Крым в течение года

(в ред. Закона Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022)