Действующий

О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года (с изменениями на 26 декабря 2022 года)



Приложение 6
к Стратегии
социально-экономического развития
Республики Крым до 2030 года



ТРЕНДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ И ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКСЫ


По данным международных и российских исследований, портрет туриста, его предпочтения и поведение меняются. Для Республики Крым изменения особенно заметны по причине резкой переориентации полуострова на прием преимущественно российских туристов, которые более обеспечены и в большей мере включены в глобальный контекст, чем туристы с Украины, преобладавшие на полуострове до 2014 года. Четыре глобальных тренда оказывают значительное влияние на туристско-рекреационный сектор Крыма и должны учитываться в стратегическом планировании.


1. Сокращение длительности отпусков.


Повсеместной тенденцией является сокращение продолжительности путешествий. Так, в советский период стандартными были санаторные путевки на 21 и более дней. Это было обусловлено тем, что эффект от трехнедельного лечения продолжался два года. Однако сейчас непрерывные отпуска дольше 2 недель являются редкостью.


По данным Visa Global Travel Intentions Study, в 2015 году средняя (по миру) длительность зарубежного путешествия с целью отдыха составила 9 ночевок (в 2013 году - 10). Аналогичный тренд отмечают эксперты консалтинговой фирмы Kohl&Partner. Россияне отдыхают чуть дольше, чем в среднем в мире, но спрос на туры дольше 14 дней сокращается, особенно в условиях экономического спада.


Другой гранью, связанной с повышением динамичности образа жизни, является повышение доли спонтанных бронирований. Графики отпусков все чаще становятся формальностью, растет доля фрилансеров, и в результате путешествие может быть запланировано за несколько дней. По данным Visa Global Travel Intentions Study, доля путешественников, запланировавших поездку за месяц и позже, выросла с 41% в 2013 году до 53% в 2015 году. Однако среди россиян спонтанных туристов пока не так много: 65% опрошенных определились с выбором места назначения не позднее чем за 3 месяца до начала поездки. И примерно в эти же сроки забронировали билеты и проживание.


2. Повышение роли оздоровительного туризма и изменение требований к нему.


Происходит несколько процессов, меняющих требования к существующим объектам санаторно-курортного комплекса и к другим средствам размещения. С одной стороны, забота о здоровье стала востребованной у поколения 30 - 50-летних, чья юность и молодость пришлись на постсоветский период. Они привыкли к достойному сервису, не готовы к строгому режиму санаториев, а также, приезжая с детьми, рассчитывают на то, что в здравнице позаботятся и о досуге детей, и о других специфических потребностях.


С другой стороны, заботятся о здоровье и те туристы, которые едут не в специализированное учреждение. По мнению Kohl&Partner, это приводит к тому, что "нездоровые" дестинации избегаются, угасает спрос на пляжный отдых, но повышается потребность в оздоровлении разных видов в ходе пребывания на отдыхе: от фитнеса до специальных процедур. Туристы, привыкшие к регулярным пробежкам, упражнениям на свежем воздухе, к здоровому питанию, стремятся сохранить свой образ жизни и на отдыхе. Это создает новые требования к туристским дестинациям.


3. Повышение роли активного туризма и рост спроса на впечатления.


Характерной тенденцией является предпочтение путешественниками, в первую очередь молодыми, видов отдыха, подразумевающих систематическую физическую активность. Модными стали горные лыжи, серфинг, велотуризм, скалолазание, различные виды авиатуризма. Все это не отменяет пляжного отдыха, но требует его обогащения. Спрос на такие виды отдыха в большой мере связан с ростом спроса на впечатления: путешественники требуют яркого, незабываемого опыта.


Иной гранью спроса на впечатления и опыт является рост "искушенности" туристов. Многие туристы минимизируют число повторных поездок, чтобы увидеть что-то новое, и, как результат, лояльность сформировать непросто, единственный способ обеспечить повторный визит - обеспечить новые возможности для проведения времени.


Искушенность туристов означает повышение спроса к качеству услуг и к соотношению цена-качество, к пользовательскому опыту и обслуживанию на всех стадиях (начиная с заказа путевки и завершая обеспечением обратной связи). Кроме того, поскольку туристы путешествуют много и становятся "экспертами", то у них формируется критическое отношение к "искусственному" в пользу аутентичного и растут требования к эмоциональному удовлетворению и персонализации. Как следствие, от всех участников туристической отрасли требуются креативность и формирование уникальных предложений.


Вместе с тем российская демографическая ситуация способствует большему консерватизму, чем в среднем по миру. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в сезоне 2015 года, 40% "предпочитают привычное и проверенное" (в 1990 году - 34%), 40% "любят как новое, так и известное" (в 1990 году - 37%). Попробовать что-нибудь новенькое, как и прежде, хотели бы немногие (15% и 12% соответственно). Однако для молодого поколения крупных городов мировой тренд актуален.


4. Развитие информационных технологий.