1. Фундаментальные геополитические изменения, произошедшие на полуострове Крым в 2014 году, привели к существенным диспропорциям структуры транспортного рынка, одновременно вызвав и дефицит, и избыток транспортных мощностей. Транспортные потоки переориентировались с направления Север-Юг на Восток-Запад, с железнодорожного на автомобильный и воздушный транспорт.
До 2014 года загруженность железнодорожных магистралей составляла 95%, а в 2014 году перевозка грузов снизилась на 41,5% по отношению к 2013 году - с 6,8 до 3,9 млн тонн. Также вследствие уменьшения расстояния перевозки груза сократился и грузооборот: на 59,9% с 4,9 млн т-км до 1,9 млн т-км Объем перевозок пассажиров снизился на 48% (с 21 до 11,1 млн человек).
Если в 2013 году на воздушный транспорт приходилось только 10% турпотока, а на другие виды транспорта - 90%, то в 2015 году авиатранспортом прибыло уже 44% отдыхающих, которые составили 80,9% от общего числа пассажиров, прилетевших в Республику Крым.
Доля автомобильного транспорта в 2014 году составляла более 50% перевезенных пассажиров на расстояние до 20 км и более 21% перевезенных грузов на расстояние до 300 км. В 2015 году грузовые перевозки автотранспортом выросли почти в 5 раз по сравнению с 2014 годом, и по прогнозам на 2016 год рост составит 30% с дальнейшим снижением показателей роста к 2018 году до 15 - 16%. Проблему создает отсутствие дополнительных мощностей у автомобильных и железнодорожных магистралей по направлению Восток-Запад. Наиболее развитые перевозочные мощности недоиспользуются. В 2015 году порты Республики Крым были загружены на 35%; при общей пропускной способности в 25 млн тонн в портах было обработано 8,7 млн тонн, из которых 7,8 млн тонн (90%) приходилось на Керченский морской порт.
Основной грузопоток поступает через Керченский пролив с участием в перевозке паромной переправы, повышая логистические издержки и розничные цены на отдельные товары. Активное использование логистических схем, включающих автомобильные перевозки через паромную переправу (без перегрузки), связано с отсутствием в Республике Крым логистической инфраструктуры, способной обеспечить консолидацию грузопотоков для доставки крупными партиями, в том числе морским транспортом.
Вместе с этим накоплен значительный моральный и физический износ существующей транспортной инфраструктуры и подвижного состава, характерен недостаточный объем инвестиций в технико-технологическую модернизацию и развитие отрасли, стал ощущаться дефицит квалифицированных профессиональных кадров, проблемой является сезонное увеличение нагрузки на транспортные коммуникации.
Пропускные способности транспортной инфраструктуры Республики Крым в направлении других регионов России могут стать сдерживающим фактором привлечения туристического потока (по прогнозам, более 8 млн туристов к 2030 году), с учетом развития сопряженных с туризмом отраслей экономики, в том числе агропромышленного комплекса.
При этом транспорт является одной из базовых отраслей Республики Крым, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность полуострова. Республика Крым характеризуется относительно высоким уровнем обеспеченности автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием (451 км/1000 км2) и высокой плотностью железнодорожных путей (496,4 км/10000 км2), разветвленной автобусной маршрутной сетью, развитым электротранспортом, наличием пяти морских портов с круглогодичной навигацией (в Феодосийском порту так же, как в порту г. Евпатории, возможна переработка контейнерных грузов) и аэропорта международного значения в городском округе Симферополь.
Для обеспечения усиления межрегионального сотрудничества посредством устойчивых грузовых и пассажирских автомобильных и железнодорожных перевозок в 2022 году одним из приоритетных направлений развития транспортно-логистического комплекса становится север Крыма, соединяющий Крымский полуостров с сопредельными территориями.
(абзац введен Законом Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022)
2. Основной целью развития транспортного комплекса является формирование устойчивой транспортной системы Республики Крым, способной удовлетворять потребности населения, бизнеса и туристов в транспортных услугах с надежным и предсказуемым качеством.
Стратегические задачи:
1) создание интегрированной в общую сеть России транспортно-логистической инфраструктуры и реализация инновационных концепций ее развития, включая:
а) завершение строительства мостового перехода через Керченский пролив;