СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(в ред. Закона Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022)
Сильные стороны | Слабые стороны | Возможности | Угрозы |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. ФАКТОРЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА: | |||
1.1. Природно-климатические условия: | |||
благоприятные природно-климатические условия для проживания населения; наличие запасов горно-химического сырья, месторождений газа и нефти, сырья для производства строительных материалов; благоприятные агроклиматические условия; благоприятные природно-рекреационные условия; богатые водные биоресурсы Черного и Азовских морей; благоприятные природные условия для развития альтернативной энергетики; разнообразный ландшафт и рельеф местности; разнообразие видов животного и растительного мира | дефицит пресной воды; неравномерность распределения природного потенциала по территории; отнесение полуострова к зоне рискованного земледелия; выраженная сезонность климата, что накладывает определенные ограничения на развитие определенных отраслей экономики; специфические инженерно-геологические условия полуострова, повышающие вероятность оползней, возникновения сейсмической активности, появления карстовых образований, напластование грунтов и других процессов; сложная экологическая ситуация в отдельных муниципальных районах Республики; широкое распространение солонцеватых почв, требующих мелиорации | возможность развивать практически любые направления животноводства и растениеводства; возможность производить экологически чистые продукты питания; возможность расширять предложение рекреационных услуг; использование альтернативной энергетики | угроза усугубления дефицита пресной воды; угроза разрушения инженерных, коммунальных и транспортных объектов в результате различных природных явлений (землетрясения, оползней и т.п.); угроза порчи урожая вследствие различных неблагоприятных климатических явлений; угроза постоянной или временной потери части земельного фонда или снижения плодородия почв в результате эрозии, осолонения почв, подъема подземных вод, образования трещин в земле и т.п.; риски, связанные с ухудшением экологического состояния окружающей среды в результате увеличения объемов промышленного производства и реализации инфраструктурных проектов |
1.2. Экономико-географическое положение и геополитический фактор: | |||
приморское положение Крымского полуострова, выход к Черному и Азовскому морям; важное военно-стратегическое положение | полуэксклавное положение; наличие ограничений в транспортном сообщении с материковой частью России; введение международных санкций против Крыма и России (в том числе против портов Республики Крым); официально не подтвержденные, но реально действующие ограничения против Республики Крым со стороны стратегически важных российских экономических субъектов; ограничение доступа к финансовым ресурсам российских и международных банков; закрытие рынков сбыта стран, присоединившихся к западным санкциям, и прекращение поставок сырья и комплектующих из этих стран; удаленное расположение от потребительского рынка Центральной России | встраивание полуострова в межрегиональную систему кооперации РФ; развитие экономики за счет увеличения спроса на товары и услуги за счет материковой части России; развитие международных форм сотрудничества и взаимодействия; развитие экономики путем импорта технологий из России; интенсификация производства за счет обновления инфраструктуры, более комплексного развития территории и освоения природных ресурсов; возможность стимулирования развития экономики за счет создания индустриальных парков и технопарков | дальнейшая эскалация конфликта с Украиной с перерастанием в военную фазу; усиление санкционного режима против России и Республики Крым; возникновение диверсионных и террористических актов на территории полуострова; возникновение различных техногенных катастроф и аварий вследствие высокого уровня износа инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктур; сокращение объемов государственного финансирования государственных программ по развитию экономики и социального сектора Крыма; возникновение конфликта с Турцией, в результате которого может быть ограничен проход по черноморским проливам; близкое расположение крупных конкурентов - центров агропромышленного производства - Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области; перенос срока открытия мостового перехода через Керченский пролив |
1.3. Культурно-исторический фактор: | |||
наличие большого количества значимых объектов культурного, исторического и архитектурного наследия; наличие сети учреждений культуры (музеи, театры, кинотеатры и др.); регулярное проведение фестивалей и соревнований регионального и международного значения | высокая степень физического износа историко-культурных объектов; несанкционированная застройка в исторически сложившейся среде; слабая вовлеченность общественности и бизнеса в сохранение и содержание объектов наследия | восстановление и реконструкция объектов культурного, исторического и архитектурного наследия; более активное встраивание объектов культуры в туристский сектор путем развития сопутствующей инфраструктуры, оборудования площадок, прокладывания маршрутов | угроза разрушения объектов культурного и исторического наследия в результате отсутствия средств на их восстановление; замедление или остановка развития культурно-исторического комплекса Республики Крым в результате уменьшения турпотока |
1.4. Структура собственности: | |||
наличие правовых основ регулирования земельно-имущественных отношений; наличие системы органов власти и организаций, уполномоченных в сфере управления и распоряжения государственной собственностью; наличие порядка и установление сроков для переоформления или завершения оформления прав на землю в соответствии с российским законодательством; наличие земельных и иных ресурсов, которые могут быть использованы в рамках инвестиционной деятельности | длительные сроки перерегистрации прав на землю; наличие имущества, используемого незаконно или безосновательно; медленный процесс учета и государственной регистрации объектов недвижимого имущества; нехватка квалифицированных специалистов в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество | формирование земельного фонда, включающего свободные от обременений земельные участки, в том числе путем изъятия имущества, использование которого осуществляется неэффективно (у ГУПов) и передача его заинтересованным частным инвесторам для целей реализации проектов; изъятие земельных ресурсов и иных объектов недвижимого имущества из незаконного пользования; создание организационных и правовых условий для упрощения процедур и сокращения сроков в сфере учета и государственной регистрации имущества | несоблюдение установленных сроков для переоформления или завершения оформления прав на земельные участки в соответствии с российским законодательством; отсутствие документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество; несоблюдение сроков для завершения реализации мероприятий в целях государственной регистрации права собственности Республики Крым |
1.5. Научно-инновационный комплекс: | |||
функционирование в Республике крупного научно-образовательного университета (федерального): ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского"; функционирование НИИ в отраслях специализации региона: агропромышленном, санаторно-курортном и туристическом комплексах, судостроении, авиационной промышленности; наличие в регионе инновационных предприятий машиностроения (в приборо- и судостроении) | низкая мотивация предприятий на внедрение инноваций; отсутствие опыта коммерциализации инноваций; отсутствие специализированной структуры, осуществляющей деятельность, направленную на развитие инноваций; слабое развитие инновационной инфраструктуры; дефицит кадров, занятых исследованиями, разработками, инновационной деятельностью; низкий уровень внутренних затрат на НИОКР; низкая изобретательская активность населения; низкий уровень использования информационно-телекоммуникационных технологий на предприятиях | участие в государственных программах, фондах, федеральных инициативах по поддержке инновационной деятельности; появление спроса на инновации в экономике региона, активный переход крымских предприятий на технологии пятого технологического уклада; появление и развитие инновационных кластеров; создание национального научного центра в сфере судостроения (в агропромышленном или санаторно-курортном и туристическом комплексах) | продолжение действия или расширение санкций; миграция инновационных предприятий и высокотехнологических кадров в другие регионы России; сокращение государственной поддержки инновационной деятельности; сокращение расходов крымских предприятий на НИОКР, сокращение количества персонала в организациях и на предприятиях, занятых НИОКР |
1.6. Состояние окружающей среды: | |||
наличие в регионе уникальных природных ландшафтов и объектов; отсутствие на большей части Республики предприятий "грязных" промышленных производств | сложная ситуация с загрязнением атмосферы и водных источников в химических центрах - г. Армянске и г. Красноперекопске, крупнейших городах Республики Крым, в зонах активной туристической деятельности; низкий уровень очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты; проблемы обращения с отходами; низкая эффективность функционирования системы мониторинга окружающей среды Республики Крым; отсутствие в региональной экологической практике применения современных экологических стандартов и подходов в различных сферах деятельности; низкий уровень экологической культуры населения; наличие большого количества земельных участков с нарушенным почвенным покровом, снижение плодородия почв; недостаточное количество ООПТ, недостаточная площадь охраняемых водно-болотных угодий; отсутствие межевания, схем развития и размещения, паспортов ООПТ, отсутствие картографического материала на ООПТ (карт 1:200000 и крупнее); международные санкции, не позволяют включить водно-болотные угодья Республики Крым в список водно-болотных угодий международного значения в рамках Рамсарской конвенции (пока данные угодья в рамках Рамсарской конвенции должны охраняться Украиной); сокращение численности редких видов фауны и флоры; сокращение объема лесовосстановительных работ | участие в международных экологических проектах; значительное расширение площади ООПТ; резкое сокращение объемов загрязненных выбросов и стоков благодаря внедрению инновационных методов и технологий очистки; ужесточение на региональном и федеральном уровнях экологического законодательства, введение новых экологических стандартов; развитие экологического туризма | антропогенные экологические катастрофы; сокращение государственных расходов на охрану природы; истребление редких видов животных; размещение в Крыму "грязных" производств; ухудшение очистки загрязненных выбросов и стоков; потепление климата |
2. ЭКОНОМИКА: | |||
2.1. Агропромышленный комплекс: | |||
благоприятные природно-климатические условия для развития практически любых направлений растениеводства и животноводства; наличие устойчивого спроса на продукцию отрасли; наличие государственной поддержки; открытие внутрироссийских рынков для крымской продукции (снятие таможенных барьеров и т.п.); спрос на агропромышленную продукцию со стороны туристов | дефицит водных ресурсов для полива и орошения; высокий моральный и физический износ основных фондов (сельскохозяйственной, рыболовецкой и перерабатывающей техники и оборудования, холодильного оборудования и мелиоративных сооружений); дефицит квалифицированных кадров; нарушение прежних кооперационных связей, в том числе по поставке сырья, сельскохозяйственной техники и вспомогательных материалов, готовой продукции; недостаток финансовых средств (собственных и привлеченных); логистические проблемы (отсутствие мостового перехода через Керченский пролив; неразвитая сеть холодильных, оптово-распределительных комплексов; недостаточное количество пунктов приема рыбы и аквакультуры); неэффективное использование региональных преимуществ Республики Крым, таких как возможность развивать марикультуру и рыболовство, виноградарство и многолетние плодово-ягодные и эфиромасличные культуры, орехи и др.; отсутствие океанического флота; низкий уровень поддержки питомниководства, селекции, семеноводства, разведения племенного скота и рыбопосадочного материала; низкая эффективность ведения сельского хозяйства: низкий уровень внедрения инноваций, недостаточное количество перерабатывающих мощностей, высокие объемы сельскохозяйственной продукции производятся в низкоэффективных личных подсобных хозяйствах; нахождение Крыма в зоне рискового земледелия; деградация плодородия почв; невысокий уровень жизни в сельской местности | использование подземных вод, опресненной воды, очищенных ливневых и канализационных вод для орошения и полива; рост производства за счет развития культур, которые активно импортируются в Россию (орехи, специи, фрукты и пр.); налаживание межрегиональных связей в сфере поставки продовольствия в регионы Крайнего Севера; налаживание международных связей по поставке продовольствия в страны СНГ, ШОС, другие страны Азии, Латинской Америки и Африки; усиление господдержки отрасли, в том числе путем создания кластеров; развитие инновации, селекции, энергосбережения | сохранение или усиление санкционного режима; ухудшение макроэкономической ситуации в России, снижение потребительского спроса; снижение государственной поддержки АПК; прекращение действия заключенных международных контрактов на экспорт крымского продовольствия; усиление конкуренции со стороны других стран и регионов РФ за рынки сбыта; угроза снижения конкурентоспособности выпускаемой пищевой продукции; нарушение экологической ситуации в регионе |
2.2. Санаторно-курортный и туристский комплексы: | |||
благоприятные природно-климатические условия и наличие рекреационных ресурсов; наличие объектов историко-культурного наследия; сформированная инфраструктура санаторно-курортного и туристического комплексов; многопрофильный характер туристического комплекса; возможность совмещения нескольких видов туризма в рамках одной поездки | сезонный характер работы предприятий отрасли; несоответствие туристического сектора современным стандартам сервиса; отсутствие стандартизированных услуг; ограничение доступа к финансовым ресурсам; дефицит квалифицированных трудовых ресурсов; высокий уровень износа основных фондов; высокий уровень тенизации экономики в части небольших средств коллективного размещения; ограниченная транспортная доступность Республики Крым; неравномерное размещение и их загрузка (в период высокого спроса) объектов туристического комплекса по региону; отсутствие налаженной инфраструктуры продвижения и распространения туристических продуктов | возможность развития сектора за счет господдержки; рост спроса на услуги туристической отрасли Крыма за счет переориентации заграничных направлений турпотока на российский внутренний туризм; рост общего качества услуг, развитие новых направлений туризма; возможность успешной конкуренции с другими курортами в отдельных нишах; рост интереса к здоровому образу жизни и спроса на оздоровительные услуги; повышение эффективности за счет внедрения инноваций и кластерного подхода развития отрасли; более полное и комплексное освоение и использование природных ресурсов (в частности минеральных вод, термальных источников, животных и растительных ресурсов) | геополитические риски; усиление конкуренции со стороны других игроков как зарубежного, так и российского рынков; экологические риски; повышение налоговой нагрузки; риски недофинансирования и сокращения финансирования; нарушение транспортного сообщения; снижение денежных доходов у граждан России |
2.3. Топливно-энергетический комплекс: | |||
наличие собственной сырьевой базы (по природному газу и нефти); наличие природно-климатических условий, благоприятствующих развитию альтернативной энергетики | изолированность Крымской энергосистемы; низкая инвестиционная привлекательность и высокий уровень износа электросетевого и газового хозяйств; дефицит в некоторых муниципальных районах свободных мощностей на подстанциях 35 - 110 кВ; дефицит квалифицированных кадров; недостаточный уровень газификации населенных пунктов; отсутствие механизма ценообразования на оптовом и розничном рынках электроэнергии, позволяющего ускоренными темпами возвращать вложенные средства в развитие альтернативных источников энергии | развитие возобновляемой энергетики; развитие отрасли за счет господдержки; развитие отрасли в формате кластерного развития; стимулирование исследований и инноваций на создание высокопроизводительных технологий; возможность постепенного ввода инвестиций и мощностей за счет модульного строительства | финансовые риски ввиду задержек платежей потребителями за поставленные тепло и энергию; повышение налоговой нагрузки; отсутствие механизма гарантирования инвестиций в развитие отрасли; аварии и сбои в работе комплекса из-за высокой изношенности оборудования; исчерпание газовых запасов, из которых добываемый газ обеспечивает топливом электрогенерацию Республики Крым |
2.4. Обрабатывающая промышленность: | |||
существование уникальных компетенций в некоторых отраслях: судостроении, приборостроении, производстве диоксида титана, конструировании парашютов и других; наличие свободных участков земли для развития индустриальных парков и обеспечения хозяйственной деятельности субъектов промышленного производства; наличие собственных технологических разработок и научной базы | сильная физическая и моральная изношенность производственной и сопутствующей инфраструктур; преобладание технологий третьего и четвертого технологических укладов в экономике Республики Крым, вследствие чего промышленное производство отличается низким уровнем производительности труда; высокая ресурсоемкость и энергоемкость; дефицит квалифицированных кадров; закрытие зарубежных рынков; ограничение доступа к финансовым ресурсам; инженерные (по воде и электроэнергии) и транспортные ограничения; высокие административные барьеры; недостаток готовых промышленных площадок; экологически опасный характер деятельности предприятий тяжелой химии; неравномерность размещения производственного и ресурсного потенциала | возможность наращения объемов выпуска за счет замещения импортируемой продукции; размещение оборонзаказа на предприятиях; участие в государственных программах и федеральных инициативах; развитие отрасли в формате создания региональных кластеров и индустриальных парков; резкое повышение производительности труда за счет внедрения новых технологий | сохранение или усиление санкционного режима; повышение налоговой нагрузки; сокращение государственной поддержки и объемов оборонзаказов в результате ухудшения экономической ситуации в России; сокращение спроса на продукцию крымских производителей по причине снижения конкурентоспособности крымских предприятий или ухудшения экономической ситуации; возникновение происшествий и катастроф антропогенного характера; транспортные и логистические риски; угроза перебоев с поставкой электроэнергии, воды, сырья |
2.5. Строительство: | |||
наличие собственной сырьевой базы; наличие собственных мощностей; наличие спроса на недвижимость со стороны туристов | несформировавшийся рынок земли; длительные сроки выделения земельных участков под строительство; дефицит квалифицированных трудовых ресурсов; высокая стоимость заемных средств в Республике Крым; низкая транспортная доступность, проблемы с доставкой строительных материалов, удорожание строительных материалов; низкая покупательная способность населения; высокая доля теневого сектора (особенно в сфере небольших строительных проектов); удорожание строительных работ по причине геолого-геоморфологических особенностей территории (повышенная сейсмическая активность, широкое распространение карстовых и просадочных процессов) | получение стимула развития отрасли за счет активной модернизации и реконструкции основных средств других отраслей, а также объектов инфраструктуры и социальной сферы; развитие отрасли в формате участия в различных программах государственно-частного партнерства | сохранение или усиление экономических санкций, ограничивающих вхождение на крымский строительный рынок крупных девелоперов; макроэкономические риски; сокращение спроса на услуги отрасли в результате недофинансирования и ограничения ресурсов прочих отраслей; высокий уровень конкуренции со стороны производителей других регионов |
3. ИНФРАСТРУКТУРА: | |||
3.1. Жилищно-коммунальное хозяйство: | |||
(в ред. Закона Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022) | |||
относительно высокая обеспеченность коммунальными услугами городского жилищного фонда | дефицит пресной воды; высокий износ теплогенерации, тепло- и водоснабжения; на Южном берегу Крыма значительная часть сетей и транспортной инфраструктуры находится в зоне активных оползневых процессов; проблема обеспечения населения водой нормативного качества; низкий уровень инфраструктурной обеспеченности сельского жилого фонда; низкая степень очистки сточных вод; повышение уровня минерализации подземных вод в результате неконтролируемого отбора подземных вод, приводящего к замещению в водоносных горизонтах пресных вод минерализованными водами; исчерпание резервов на полигонах для размещения ТБО; отсутствие налаженной системы по утилизации отходов производства и потребления и медицинских отходов; отсутствие общих отраслевых схем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения; невысокая обеспеченность качественным жильем населения | повышение инвестиционной привлекательности отрасли благодаря введению экономически обоснованных тарифов; развитие государственно-частного партнерства | техногенные аварии; повреждение коммунальной инфраструктуры вследствие действия опасных природных явлений и техногенных аварий; исчерпание или ухудшение качества запасов подземных вод |
3.2. Транспортно-логистический комплекс: | |||
плотная автодорожная сеть; наличие четырех морских портов (одного относительно глубоководного - Феодосии); обхват пригородным сообщением практически всех крупных городов Республики Крым (кроме городов на ЮБК); плотная сеть пригородных и междугородних автобусных маршрутов | отсутствие прямого сухопутного транспортного сообщения с Россией (рост транспортных издержек); транспортная блокада Республики Крым со стороны Украины; несоответствие сложившейся железнодорожной и автодорожной инфраструктур и новых направлений основных транспортных потоков (смена направления Север-Юг на Запад-Восток); моральный и физический износ транспортной инфраструктуры; отсутствие дополнительных мощностей у автомобильных магистралей, на которых в ходе туристического сезона приходится увеличение интенсивности автомобильного движения в 2 - 3 раза; отсутствие, недостаточное количество либо высокий износ сооружений, обеспечивающих безопасное автодвижение (особенно для ЮБК); отсутствие скоростного сообщения между аэропортом Симферополя с Евпаторией и ЮБК; недостаточные мощности аэропорта Симферополя; резкое сокращение грузооборота портов | активное строительство и модернизация инфраструктуры отрасли; повышение качества управления транспортно-логистическим комплексом полуострова; создание сети транспортно-логистических комплексов, интегрированных в товаропотоки существующих отраслей; завершение строительства Керченского моста | усиление санкционного давления; угроза террористических актов и диверсий; недофинансирование сектора; задержка строительства ключевых объектов; нарушение транспортной инфраструктуры в результате действия опасных природных явлений |
4. СОЦИАЛЬНЫЙ СЕКТОР: | |||
4.1. Население и трудовые ресурсы: | |||
миграционный прирост населения; низкий уровень безработицы; доступность к разнообразным услугам профессиональной подготовки и переподготовки | естественная убыль населения, вызванная высокой смертностью; высокая доля сельского населения по сравнению со среднероссийскими показателями; высокий уровень демографической старости населения; недостаточное количество высококвалифицированных и узкопрофильных специалистов для различных сфер жизнедеятельности; сезонный характер отдельных направлений занятости; высокий уровень теневой занятости населения; территориальные диспропорции в уровне и качестве жизни населения; низкий уровень доходов населения; отток квалифицированных кадров в другие регионы РФ | повышение качественного уровня жизни населения; выравнивание качественного уровня жизни населения, оплаты труда в сравнении с другими регионами России; повышение уровня квалификации трудовых ресурсов; естественный и миграционный прирост | усиление территориальных диспропорций по уровню жизни населения; отток трудовых ресурсов с высокой квалификацией; ухудшение макроэкономической ситуации в России, падение уровня жизни; увеличение естественной убыли населения и снижение ожидаемой продолжительности жизни; миграционный отток населения; увеличение безработицы |
4.2. Образование: | |||
(в ред. Закона Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022) | |||
наличие развитой сети образовательных организаций; наличие образовательных организаций высшего образования (в том числе федерального университета); наличие сотрудников с высоким научно-педагогическим потенциалом | несоответствие количества мест в дошкольных образовательных организациях потребностям населения Республики; низкий уровень материально-технического обеспечения образовательных организаций и необходимость приведения его в соответствие с нормами российского законодательства для последующего прохождения процедур лицензирования и аккредитации; необходимость завершения перехода на федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования; необходимость разработки и освоения новых образовательных программ с учетом профессиональных стандартов и потребностей рынка труда; низкая вовлеченность негосударственного сектора в развитие дошкольного образования и профессионального обучения; низкие показатели научно-исследовательской и инновационной деятельности; отсутствие "технологического коридора" между разработчиком и производителем новой продукции, неразвитость системы коммерциализации и быстрого внедрения в производство научных разработок; размер среднегодовой ежемесячной заработной платы меньше среднероссийского показателя; несоответствие структуры подготовки кадров потребностям экономики региона | участие в государственных программах, федеральных инициативах; широкое привлечение активных иностранных студентов из стран Азии, Африки и Латинской Америки; возможность создания межотраслевой кооперации; активное развитие дуального профессионального образования; развитие системы на базе государственно-частного партнерства; создание экспериментальной площадки в пределах Республики Крым по внедрению инновационных образовательных программ | острый дефицит педагогических кадров; снижение конкурентоспособности образовательной системы Крыма; снижение образовательного уровня у школьников и студентов; нарастание диспропорций между кадровой потребностью экономики и структуры подготовки кадров; рост очередей в детские сады; рост цен на услуги отрасли, снижение ее доступности |
4.3. Здравоохранение: | |||
(в ред. Закона Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022) | |||
наличие развитой сети медицинских организаций с многопрофильной специализацией; наличие уникальных природных факторов и региональной санаторно-курортной базы, интегрированной в систему здравоохранения; наличие инновационных методик лечения | высокий уровень износа основных фондов; отсутствие системы мотивации медицинских кадров; невысокая обеспеченность врачами и специалистами со средним медицинским образованием населения Республики Крым, что может решить оптимизация сети медицинских организаций и коечного фонда (перераспределение простаивающих коек); размер среднегодовой ежемесячной заработной платы меньше среднероссийского показателя; низкий уровень социальной заинтересованности общества в отношении внедрения системы платных медицинских услуг; сезонность нагрузки | развитие высокотехнологической и персонализированной медицины; развитие системы на базе государственно-частного партнерства; активная кооперация с туристическим комплексом; активное участие в государственных программах и федеральных инициативах; превращение Республики Крым в национальный центр санаторно-курортной деятельности и реабилитационной медицины | снижение уровня профессионализма; сокращение обеспеченности муниципальных образований больничными койками и врачами; увеличение смертности на душу населения; сокращение государственных расходов на систему здравоохранения, снижение размера заработной платы медработников в результате ухудшения макроэкономической ситуации в России; снижение доли объема бесплатных услуг |