Действующий

О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года (с изменениями на 26 декабря 2022 года)



Приложение 1
к Стратегии
социально-экономического развития
Республики Крым до 2030 года



СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(в ред. Закона Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022)

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

1

2

3

4

1. ФАКТОРЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА:

1.1. Природно-климатические условия:

благоприятные природно-климатические условия для проживания населения;

наличие запасов горно-химического сырья, месторождений газа и нефти, сырья для производства строительных материалов;

благоприятные агроклиматические условия;

благоприятные природно-рекреационные условия;

богатые водные биоресурсы Черного и Азовских морей;

благоприятные природные условия для развития альтернативной энергетики;

разнообразный ландшафт и рельеф местности;

разнообразие видов животного и растительного мира

дефицит пресной воды;

неравномерность распределения природного потенциала по территории;

отнесение полуострова к зоне рискованного земледелия;

выраженная сезонность климата, что накладывает определенные ограничения на развитие определенных отраслей экономики;

специфические инженерно-геологические условия полуострова, повышающие вероятность оползней, возникновения сейсмической активности, появления карстовых образований, напластование грунтов и других процессов;

сложная экологическая ситуация в отдельных муниципальных районах Республики;

широкое распространение солонцеватых почв, требующих мелиорации

возможность развивать практически любые направления животноводства и растениеводства;

возможность производить экологически чистые продукты питания;

возможность расширять предложение рекреационных услуг;

использование альтернативной энергетики

угроза усугубления дефицита пресной воды;

угроза разрушения инженерных, коммунальных и транспортных объектов в результате различных природных явлений (землетрясения, оползней и т.п.);

угроза порчи урожая вследствие различных неблагоприятных климатических явлений;

угроза постоянной или временной потери части земельного фонда или снижения плодородия почв в результате эрозии, осолонения почв, подъема подземных вод, образования трещин в земле и т.п.;

риски, связанные с ухудшением экологического состояния окружающей среды в результате увеличения объемов промышленного производства и реализации инфраструктурных проектов

1.2. Экономико-географическое положение и геополитический фактор:

приморское положение Крымского полуострова, выход к Черному и Азовскому морям;

важное военно-стратегическое положение

полуэксклавное положение;

наличие ограничений в транспортном сообщении с материковой частью России;

введение международных санкций против Крыма и России (в том числе против портов Республики Крым);

официально не подтвержденные, но реально действующие ограничения против Республики Крым со стороны стратегически важных российских экономических субъектов;

ограничение доступа к финансовым ресурсам российских и международных банков;

закрытие рынков сбыта стран, присоединившихся к западным санкциям, и прекращение поставок сырья и комплектующих из этих стран;

удаленное расположение от потребительского рынка Центральной России

встраивание полуострова в межрегиональную систему кооперации РФ;

развитие экономики за счет увеличения спроса на товары и услуги за счет материковой части России;

развитие международных форм сотрудничества и взаимодействия;

развитие экономики путем импорта технологий из России;

интенсификация производства за счет обновления инфраструктуры, более комплексного развития территории и освоения природных ресурсов;

возможность стимулирования развития экономики за счет создания индустриальных парков и технопарков

дальнейшая эскалация конфликта с Украиной с перерастанием в военную фазу;

усиление санкционного режима против России и Республики Крым;

возникновение диверсионных и террористических актов на территории полуострова;

возникновение различных техногенных катастроф и аварий вследствие высокого уровня износа инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктур;

сокращение объемов государственного финансирования государственных программ по развитию экономики и социального сектора Крыма;

возникновение конфликта с Турцией, в результате которого может быть ограничен проход по черноморским проливам;

близкое расположение крупных конкурентов - центров агропромышленного производства - Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области;

перенос срока открытия мостового перехода через Керченский пролив

1.3. Культурно-исторический фактор:

наличие большого количества значимых объектов культурного, исторического и архитектурного наследия;

наличие сети учреждений культуры (музеи, театры, кинотеатры и др.);

регулярное проведение фестивалей и соревнований регионального и международного значения

высокая степень физического износа историко-культурных объектов;

несанкционированная застройка в исторически сложившейся среде;

слабая вовлеченность общественности и бизнеса в сохранение и содержание объектов наследия

восстановление и реконструкция объектов культурного, исторического и архитектурного наследия;

более активное встраивание объектов культуры в туристский сектор путем развития сопутствующей инфраструктуры, оборудования площадок, прокладывания маршрутов

угроза разрушения объектов культурного и исторического наследия в результате отсутствия средств на их восстановление;

замедление или остановка развития культурно-исторического комплекса Республики Крым в результате уменьшения турпотока

1.4. Структура собственности:

наличие правовых основ регулирования земельно-имущественных отношений;

наличие системы органов власти и организаций, уполномоченных в сфере управления и распоряжения государственной собственностью;

наличие порядка и установление сроков для переоформления или завершения оформления прав на землю в соответствии с российским законодательством;

наличие земельных и иных ресурсов, которые могут быть использованы в рамках инвестиционной деятельности

длительные сроки перерегистрации прав на землю;

наличие имущества, используемого незаконно или безосновательно;

медленный процесс учета и государственной регистрации объектов недвижимого имущества;

нехватка квалифицированных специалистов в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество

формирование земельного фонда, включающего свободные от обременений земельные участки, в том числе путем изъятия имущества, использование которого осуществляется неэффективно (у ГУПов) и передача его заинтересованным частным инвесторам для целей реализации проектов;

изъятие земельных ресурсов и иных объектов недвижимого имущества из незаконного пользования;

создание организационных и правовых условий для упрощения процедур и сокращения сроков в сфере учета и государственной регистрации имущества

несоблюдение установленных сроков для переоформления или завершения оформления прав на земельные участки в соответствии с российским законодательством;

отсутствие документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

несоблюдение сроков для завершения реализации мероприятий в целях государственной регистрации права собственности Республики Крым

1.5. Научно-инновационный комплекс:

функционирование в Республике крупного научно-образовательного университета (федерального): ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского";

функционирование НИИ в отраслях специализации региона: агропромышленном, санаторно-курортном и туристическом комплексах, судостроении, авиационной промышленности;

наличие в регионе инновационных предприятий машиностроения (в приборо- и судостроении)

низкая мотивация предприятий на внедрение инноваций;

отсутствие опыта коммерциализации инноваций;

отсутствие специализированной структуры, осуществляющей деятельность, направленную на развитие инноваций;

слабое развитие инновационной инфраструктуры;

дефицит кадров, занятых исследованиями, разработками, инновационной деятельностью;

низкий уровень внутренних затрат на НИОКР;

низкая изобретательская активность населения; низкий уровень использования информационно-телекоммуникационных технологий на предприятиях

участие в государственных программах, фондах, федеральных инициативах по поддержке инновационной деятельности;

появление спроса на инновации в экономике региона, активный переход крымских предприятий на технологии пятого технологического уклада;

появление и развитие инновационных кластеров;

создание национального научного центра в сфере судостроения (в агропромышленном или санаторно-курортном и туристическом комплексах)

продолжение действия или расширение санкций;

миграция инновационных предприятий и высокотехнологических кадров в другие регионы России;

сокращение государственной поддержки инновационной деятельности;

сокращение расходов крымских предприятий на НИОКР, сокращение количества персонала в организациях и на предприятиях, занятых НИОКР

1.6. Состояние окружающей среды:

наличие в регионе уникальных природных ландшафтов и объектов;

отсутствие на большей части Республики предприятий "грязных" промышленных производств

сложная ситуация с загрязнением атмосферы и водных источников в химических центрах - г. Армянске и г. Красноперекопске, крупнейших городах Республики Крым, в зонах активной туристической деятельности;

низкий уровень очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты;

проблемы обращения с отходами;

низкая эффективность функционирования системы мониторинга окружающей среды Республики Крым;

отсутствие в региональной экологической практике применения современных экологических стандартов и подходов в различных сферах деятельности;

низкий уровень экологической культуры населения;

наличие большого количества земельных участков с нарушенным почвенным покровом, снижение плодородия почв;

недостаточное количество ООПТ, недостаточная площадь охраняемых водно-болотных угодий;

отсутствие межевания, схем развития и размещения, паспортов ООПТ, отсутствие картографического материала на ООПТ (карт 1:200000 и крупнее);

международные санкции, не позволяют включить водно-болотные угодья Республики Крым в список водно-болотных угодий международного значения в рамках Рамсарской конвенции (пока данные угодья в рамках Рамсарской конвенции должны охраняться Украиной);

сокращение численности редких видов фауны и флоры;

сокращение объема лесовосстановительных работ

участие в международных экологических проектах;

значительное расширение площади ООПТ;

резкое сокращение объемов загрязненных выбросов и стоков благодаря внедрению инновационных методов и технологий очистки;

ужесточение на региональном и федеральном уровнях экологического законодательства, введение новых экологических стандартов;

развитие экологического туризма

антропогенные экологические катастрофы;

сокращение государственных расходов на охрану природы;

истребление редких видов животных;

размещение в Крыму "грязных" производств;

ухудшение очистки загрязненных выбросов и стоков;

потепление климата

2. ЭКОНОМИКА:

2.1. Агропромышленный комплекс:

благоприятные природно-климатические условия для развития практически любых направлений растениеводства и животноводства;

наличие устойчивого спроса на продукцию отрасли;

наличие государственной поддержки;

открытие внутрироссийских рынков для крымской продукции (снятие таможенных барьеров и т.п.);

спрос на агропромышленную продукцию со стороны туристов

дефицит водных ресурсов для полива и орошения;

высокий моральный и физический износ основных фондов (сельскохозяйственной, рыболовецкой и перерабатывающей техники и оборудования, холодильного оборудования и мелиоративных сооружений);

дефицит квалифицированных кадров;

нарушение прежних кооперационных связей, в том числе по поставке сырья, сельскохозяйственной техники и вспомогательных материалов, готовой продукции;

недостаток финансовых средств (собственных и привлеченных);

логистические проблемы (отсутствие мостового перехода через Керченский пролив; неразвитая сеть холодильных, оптово-распределительных комплексов; недостаточное количество пунктов приема рыбы и аквакультуры);

неэффективное использование региональных преимуществ Республики Крым, таких как возможность развивать марикультуру и рыболовство, виноградарство и многолетние плодово-ягодные и эфиромасличные культуры, орехи и др.;

отсутствие океанического флота;

низкий уровень поддержки питомниководства, селекции, семеноводства, разведения племенного скота и рыбопосадочного материала;

низкая эффективность ведения сельского хозяйства: низкий уровень внедрения инноваций, недостаточное количество перерабатывающих мощностей, высокие объемы сельскохозяйственной продукции производятся в низкоэффективных личных подсобных хозяйствах;

нахождение Крыма в зоне рискового земледелия;

деградация плодородия почв;

невысокий уровень жизни в сельской местности

использование подземных вод, опресненной воды, очищенных ливневых и канализационных вод для орошения и полива;

рост производства за счет развития культур, которые активно импортируются в Россию (орехи, специи, фрукты и пр.);

налаживание межрегиональных связей в сфере поставки продовольствия в регионы Крайнего Севера;

налаживание международных связей по поставке продовольствия в страны СНГ, ШОС, другие страны Азии, Латинской Америки и Африки;

усиление господдержки отрасли, в том числе путем создания кластеров;

развитие инновации, селекции, энергосбережения

сохранение или усиление санкционного режима;

ухудшение макроэкономической ситуации в России, снижение потребительского спроса;

снижение государственной поддержки АПК;

прекращение действия заключенных международных контрактов на экспорт крымского продовольствия;

усиление конкуренции со стороны других стран и регионов РФ за рынки сбыта;

угроза снижения конкурентоспособности выпускаемой пищевой продукции;

нарушение экологической ситуации в регионе

2.2. Санаторно-курортный и туристский комплексы:

благоприятные природно-климатические условия и наличие рекреационных ресурсов;

наличие объектов историко-культурного наследия;

сформированная инфраструктура санаторно-курортного и туристического комплексов;

многопрофильный характер туристического комплекса;

возможность совмещения нескольких видов туризма в рамках одной поездки

сезонный характер работы предприятий отрасли;

несоответствие туристического сектора современным стандартам сервиса;

отсутствие стандартизированных услуг;

ограничение доступа к финансовым ресурсам;

дефицит квалифицированных трудовых ресурсов;

высокий уровень износа основных фондов;

высокий уровень тенизации экономики в части небольших средств коллективного размещения;

ограниченная транспортная доступность Республики Крым;

неравномерное размещение и их загрузка (в период высокого спроса) объектов туристического комплекса по региону;

отсутствие налаженной инфраструктуры продвижения и распространения туристических продуктов

возможность развития сектора за счет господдержки;

рост спроса на услуги туристической отрасли Крыма за счет переориентации заграничных направлений турпотока на российский внутренний туризм;

рост общего качества услуг, развитие новых направлений туризма;

возможность успешной конкуренции с другими курортами в отдельных нишах;

рост интереса к здоровому образу жизни и спроса на оздоровительные услуги;

повышение эффективности за счет внедрения инноваций и кластерного подхода развития отрасли;

более полное и комплексное освоение и использование природных ресурсов (в частности минеральных вод, термальных источников, животных и растительных ресурсов)

геополитические риски;

усиление конкуренции со стороны других игроков как зарубежного, так и российского рынков;

экологические риски;

повышение налоговой нагрузки;

риски недофинансирования и сокращения финансирования;

нарушение транспортного сообщения;

снижение денежных доходов у граждан России

2.3. Топливно-энергетический комплекс:

наличие собственной сырьевой базы (по природному газу и нефти);

наличие природно-климатических условий, благоприятствующих развитию альтернативной энергетики

изолированность Крымской энергосистемы;

низкая инвестиционная привлекательность и высокий уровень износа электросетевого и газового хозяйств;

дефицит в некоторых муниципальных районах свободных мощностей на подстанциях 35 - 110 кВ;

дефицит квалифицированных кадров;

недостаточный уровень газификации населенных пунктов;

отсутствие механизма ценообразования на оптовом и розничном рынках электроэнергии, позволяющего ускоренными темпами возвращать вложенные средства в развитие альтернативных источников энергии

развитие возобновляемой энергетики;

развитие отрасли за счет господдержки;

развитие отрасли в формате кластерного развития;

стимулирование исследований и инноваций на создание высокопроизводительных технологий;

возможность постепенного ввода инвестиций и мощностей за счет модульного строительства

финансовые риски ввиду задержек платежей потребителями за поставленные тепло и энергию;

повышение налоговой нагрузки;

отсутствие механизма гарантирования инвестиций в развитие отрасли;

аварии и сбои в работе комплекса из-за высокой изношенности оборудования;

исчерпание газовых запасов, из которых добываемый газ обеспечивает топливом электрогенерацию Республики Крым

2.4. Обрабатывающая промышленность:

существование уникальных компетенций в некоторых отраслях: судостроении, приборостроении, производстве диоксида титана, конструировании парашютов и других;

наличие свободных участков земли для развития индустриальных парков и обеспечения хозяйственной деятельности субъектов промышленного производства;

наличие собственных технологических разработок и научной базы

сильная физическая и моральная изношенность производственной и сопутствующей инфраструктур;

преобладание технологий третьего и четвертого технологических укладов в экономике Республики Крым, вследствие чего промышленное производство отличается низким уровнем производительности труда;

высокая ресурсоемкость и энергоемкость;

дефицит квалифицированных кадров;

закрытие зарубежных рынков;

ограничение доступа к финансовым ресурсам;

инженерные (по воде и электроэнергии) и транспортные ограничения;

высокие административные барьеры;

недостаток готовых промышленных площадок;

экологически опасный характер деятельности предприятий тяжелой химии;

неравномерность размещения производственного и ресурсного потенциала

возможность наращения объемов выпуска за счет замещения импортируемой продукции;

размещение оборонзаказа на предприятиях;

участие в государственных программах и федеральных инициативах;

развитие отрасли в формате создания региональных кластеров и индустриальных парков;

резкое повышение производительности труда за счет внедрения новых технологий

сохранение или усиление санкционного режима;

повышение налоговой нагрузки;

сокращение государственной поддержки и объемов оборонзаказов в результате ухудшения экономической ситуации в России;

сокращение спроса на продукцию крымских производителей по причине снижения конкурентоспособности крымских предприятий или ухудшения экономической ситуации;

возникновение происшествий и катастроф антропогенного характера;

транспортные и логистические риски;

угроза перебоев с поставкой электроэнергии, воды, сырья

2.5. Строительство:

наличие собственной сырьевой базы;

наличие собственных мощностей;

наличие спроса на недвижимость со стороны туристов

несформировавшийся рынок земли;

длительные сроки выделения земельных участков под строительство;

дефицит квалифицированных трудовых ресурсов;

высокая стоимость заемных средств в Республике Крым;

низкая транспортная доступность, проблемы с доставкой строительных материалов, удорожание строительных материалов;

низкая покупательная способность населения;

высокая доля теневого сектора (особенно в сфере небольших строительных проектов);

удорожание строительных работ по причине геолого-геоморфологических особенностей территории (повышенная сейсмическая активность, широкое распространение карстовых и просадочных процессов)

получение стимула развития отрасли за счет активной модернизации и реконструкции основных средств других отраслей, а также объектов инфраструктуры и социальной сферы;

развитие отрасли в формате участия в различных программах государственно-частного партнерства

сохранение или усиление экономических санкций, ограничивающих вхождение на крымский строительный рынок крупных девелоперов;

макроэкономические риски;

сокращение спроса на услуги отрасли в результате недофинансирования и ограничения ресурсов прочих отраслей;

высокий уровень конкуренции со стороны производителей других регионов

3. ИНФРАСТРУКТУРА:

3.1. Жилищно-коммунальное хозяйство:

(в ред. Закона Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022)

относительно высокая обеспеченность коммунальными услугами городского жилищного фонда

дефицит пресной воды;

высокий износ теплогенерации, тепло- и водоснабжения;

на Южном берегу Крыма значительная часть сетей и транспортной инфраструктуры находится в зоне активных оползневых процессов;

проблема обеспечения населения водой нормативного качества;

низкий уровень инфраструктурной обеспеченности сельского жилого фонда;

низкая степень очистки сточных вод;

повышение уровня минерализации подземных вод в результате неконтролируемого отбора подземных вод, приводящего к замещению в водоносных горизонтах пресных вод минерализованными водами;

исчерпание резервов на полигонах для размещения ТБО;

отсутствие налаженной системы по утилизации отходов производства и потребления и медицинских отходов;

отсутствие общих отраслевых схем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения;

невысокая обеспеченность качественным жильем населения

повышение инвестиционной привлекательности отрасли благодаря введению экономически обоснованных тарифов;

развитие государственно-частного партнерства

техногенные аварии;

повреждение коммунальной инфраструктуры вследствие действия опасных природных явлений и техногенных аварий;

исчерпание или ухудшение качества запасов подземных вод

3.2. Транспортно-логистический комплекс:

плотная автодорожная сеть;

наличие четырех морских портов (одного относительно глубоководного - Феодосии);

обхват пригородным сообщением практически всех крупных городов Республики Крым (кроме городов на ЮБК);

плотная сеть пригородных и междугородних автобусных маршрутов

отсутствие прямого сухопутного транспортного сообщения с Россией (рост транспортных издержек);

транспортная блокада Республики Крым со стороны Украины;

несоответствие сложившейся железнодорожной и автодорожной инфраструктур и новых направлений основных транспортных потоков (смена направления Север-Юг на Запад-Восток);

моральный и физический износ транспортной инфраструктуры;

отсутствие дополнительных мощностей у автомобильных магистралей, на которых в ходе туристического сезона приходится увеличение интенсивности автомобильного движения в 2 - 3 раза;

отсутствие, недостаточное количество либо высокий износ сооружений, обеспечивающих безопасное автодвижение (особенно для ЮБК);

отсутствие скоростного сообщения между аэропортом Симферополя с Евпаторией и ЮБК;

недостаточные мощности аэропорта Симферополя;

резкое сокращение грузооборота портов

активное строительство и модернизация инфраструктуры отрасли;

повышение качества управления транспортно-логистическим комплексом полуострова;

создание сети транспортно-логистических комплексов, интегрированных в товаропотоки существующих отраслей;

завершение строительства Керченского моста

усиление санкционного давления;

угроза террористических актов и диверсий;

недофинансирование сектора;

задержка строительства ключевых объектов;

нарушение транспортной инфраструктуры в результате действия опасных природных явлений

4. СОЦИАЛЬНЫЙ СЕКТОР:

4.1. Население и трудовые ресурсы:

миграционный прирост населения;

низкий уровень безработицы;

доступность к разнообразным услугам профессиональной подготовки и переподготовки

естественная убыль населения, вызванная высокой смертностью;

высокая доля сельского населения по сравнению со среднероссийскими показателями;

высокий уровень демографической старости населения;

недостаточное количество высококвалифицированных и узкопрофильных специалистов для различных сфер жизнедеятельности;

сезонный характер отдельных направлений занятости;

высокий уровень теневой занятости населения;

территориальные диспропорции в уровне и качестве жизни населения;

низкий уровень доходов населения;

отток квалифицированных кадров в другие регионы РФ

повышение качественного уровня жизни населения;

выравнивание качественного уровня жизни населения, оплаты труда в сравнении с другими регионами России;

повышение уровня квалификации трудовых ресурсов;

естественный и миграционный прирост

усиление территориальных диспропорций по уровню жизни населения;

отток трудовых ресурсов с высокой квалификацией;

ухудшение макроэкономической ситуации в России, падение уровня жизни;

увеличение естественной убыли населения и снижение ожидаемой продолжительности жизни;

миграционный отток населения;

увеличение безработицы

4.2. Образование:

(в ред. Закона Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022)

наличие развитой сети образовательных организаций;

наличие образовательных организаций высшего образования (в том числе федерального университета);

наличие сотрудников с высоким научно-педагогическим потенциалом

несоответствие количества мест в дошкольных образовательных организациях потребностям населения Республики;

низкий уровень материально-технического обеспечения образовательных организаций и необходимость приведения его в соответствие с нормами российского законодательства для последующего прохождения процедур лицензирования и аккредитации;

необходимость завершения перехода на федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования;

необходимость разработки и освоения новых образовательных программ с учетом профессиональных стандартов и потребностей рынка труда;

низкая вовлеченность негосударственного сектора в развитие дошкольного образования и профессионального обучения;

низкие показатели научно-исследовательской и инновационной деятельности;

отсутствие "технологического коридора" между разработчиком и производителем новой продукции, неразвитость системы коммерциализации и быстрого внедрения в производство научных разработок;

размер среднегодовой ежемесячной заработной платы меньше среднероссийского показателя;

несоответствие структуры подготовки кадров потребностям экономики региона

участие в государственных программах, федеральных инициативах;

широкое привлечение активных иностранных студентов из стран Азии, Африки и Латинской Америки;

возможность создания межотраслевой кооперации;

активное развитие дуального профессионального образования;

развитие системы на базе государственно-частного партнерства;

создание экспериментальной площадки в пределах Республики Крым по внедрению инновационных образовательных программ

острый дефицит педагогических кадров;

снижение конкурентоспособности образовательной системы Крыма;

снижение образовательного уровня у школьников и студентов;

нарастание диспропорций между кадровой потребностью экономики и структуры подготовки кадров;

рост очередей в детские сады;

рост цен на услуги отрасли, снижение ее доступности

4.3. Здравоохранение:

(в ред. Закона Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022)

наличие развитой сети медицинских организаций с многопрофильной специализацией;

наличие уникальных природных факторов и региональной санаторно-курортной базы, интегрированной в систему здравоохранения;

наличие инновационных методик лечения

высокий уровень износа основных фондов;

отсутствие системы мотивации медицинских кадров;

невысокая обеспеченность врачами и специалистами со средним медицинским образованием населения Республики Крым, что может решить оптимизация сети медицинских организаций и коечного фонда (перераспределение простаивающих коек); размер среднегодовой ежемесячной заработной платы меньше среднероссийского показателя;

низкий уровень социальной заинтересованности общества в отношении внедрения системы платных медицинских услуг;

сезонность нагрузки

развитие высокотехнологической и персонализированной медицины;

развитие системы на базе государственно-частного партнерства;

активная кооперация с туристическим комплексом;

активное участие в государственных программах и федеральных инициативах;

превращение Республики Крым в национальный центр санаторно-курортной деятельности и реабилитационной медицины

снижение уровня профессионализма;

сокращение обеспеченности муниципальных образований больничными койками и врачами;

увеличение смертности на душу населения;

сокращение государственных расходов на систему здравоохранения, снижение размера заработной платы медработников в результате ухудшения макроэкономической ситуации в России;

снижение доли объема бесплатных услуг