Действующий

О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года (с изменениями на 26 декабря 2022 года)



Приложение 4
к Стратегии
социально-экономического развития
Республики Крым до 2030 года



ОСОБЫЙ РЕЖИМ В СЛУЧАЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСЕРВАТИВНОГО (СТРЕССОВОГО) СЦЕНАРИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(в ред. Закона Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022)



1. Республика Крым имеет особый статус, поскольку ее территориальная принадлежность Российской Федерации не признается рядом государств. Под предлогом нелегитимности принятия Республики в состав Российской Федерации в марте 2014 года США, ЕС и Украина ввели санкции против Республики Крым (см. раздел 4 Стратегии "Сценарии социально-экономического развития Республики Крым, выбор приоритетного сценария"). Следствием ввода санкций стало ограничение внешних инвестиций и экономических связей региона.


В условиях нарастания геополитической напряженности и рисков усиления санкционного давления на Российскую Федерацию необходимо рассмотреть "стрессовый" сценарий социально-экономического развития Республики Крым, подразумевающий закрепление за регионом статуса территории ограниченного признания на период реализации Стратегии.


В мировой практике накоплен опыт существования непризнанных и частично признанных государств, спорных территорий, однако, во-первых, Республика Крым является одной из наибольших по площади и населению среди подобных территорий, во-вторых, введенный против нее санкционный режим беспрецедентен, что затрудняет социально-экономическое развитие. Большинство территорий ограниченного признания не относятся к зонам ускоренного экономического роста, многие из них существуют благодаря явным и неявным дотациям со стороны государств, признающих их статус.


В Таблице А1 приведены ограничения социально-экономического развития Республики Крым в условиях стрессового сценария и возможности их преодоления.



Таблица А1

Ограничения социально-экономического развития Республики Крым в условиях стрессового сценария


Ограничения

Последствия ограничений

Возможности преодоления

1

2

3

Запрет на ввоз в ЕС и США товаров, произведенных в Республике Крым

Затруднение сбыта промышленных товаров и продукции сельского хозяйства на рынки ЕС, США, большинства стран мира

Тесная кооперация с российскими компаниями, корпорациями и организациями.

Ориентация на рынки России, стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Содружества независимых государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), других стран Азии, Латинской Америки и Африки.

Фокусировка на следующих отраслях:

на сфере услуг;

на отраслях агропромышленного и промышленного комплексов, в которых Республика Крым обладает необходимыми компетенциями, производственными мощностями и продукция которых пользуется спросом на территориях России, стран ЕАЭС, ШОС, СНГ, других стран Азии, Латинской Америки и Африки;

на отраслях пятого и последующих технологических укладов, развитие которых будет зависеть от объемов государственной поддержки;

на отраслях промышленности, ориентированных на потребительский спрос

Запрет для хозяйственных субъектов на любую экономическую деятельность США и стран ЕС в Республике Крым

Практически полное прекращение иностранного инвестирования в экономику Республики Крым

Привлечение инвестиций из других регионов Российской Федерации, из стран ЕАЭС, СНГ, ШОС, других стран Азии, Латинской Америки, Африки. Повышение инвестиционной привлекательности. Реализация проектов, не требующих масштабных инвестиций

Запрет полетов из ЕС в Республику Крым

Снижение транспортной доступности для туристов и деловых людей из ЕС

Ориентация на туристов из стран, не входящих в ЕС. Развитие мультимодальных перевозок (через Краснодарский край)

Закрытие портов Республики Крым

Затруднение международной торговли

Развитие каботажных перевозок. Развитие перевозок с перегрузкой продукции в портах Краснодарского края. Развитие видов экономической деятельности, не требующих морских перевозок

Прекращение регулярного транспортного сообщения с территории Украины

Снижение транспортной доступности для туристов из России

Дотирование воздушного транспорта. Развитие мультимодальных перевозок (через Краснодарский край). Развитие видов туризма, предусматривающих длительное пребывание на территории Республики Крым. Создание крымской авиакомпании, обеспечивающей связь Республики Крым со всеми странами, входящими в ЕАЭС и ШОС

Абзац исключен. - Закон Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022


В случае сохранения санкций опережающее социально-экономическое развитие Республики Крым маловероятно.


2. Основная цель, реализация которой возможна в данных условиях, - смягчение различий в инфраструктурном и социальном развитии Республики Крым и других регионов Российской Федерации, ускоренное развитие отраслей, в меньшей мере подверженных эффекту от действующих санкций, и повышение собственных доходов региона.


Немаловажно с внешнеполитической точки зрения обеспечить уровень жизни в Республике Крым, не уступающий, как минимум, среднему уровню по Южному федеральному округу, а желательно - среднероссийскому уровню жизни (среднероссийскому уровню по развитию системы образования, здравоохранения, транспортной и коммунальной инфраструктур, соотношению среднедушевых доходов населения и стоимости потребительской корзины).


Вышеуказанная цель отличается от целей социально-экономического развития других регионов Российской Федерации, а учитывая особые условия, в которых она должна быть достигнута, требуются также корректировка полномочий Главы Республики Крым и Государственного Совета Республики Крым и расширение финансового обеспечения их полномочий.


Вместе с тем должна быть продолжена работа по снятию или смягчению санкционных ограничений, в том числе "внутренних" санкций (со стороны российских банков и компаний, опасающихся возможных мер против них в случае локализации в Республике Крым).


3. К отраслям экономики Республики Крым, потенциально перспективным в условиях санкций и способным принести в региональный бюджет собственные доходы, можно отнести: