ОСОБЫЙ РЕЖИМ В СЛУЧАЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСЕРВАТИВНОГО (СТРЕССОВОГО) СЦЕНАРИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(в ред. Закона Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022)
1. Республика Крым имеет особый статус, поскольку ее территориальная принадлежность Российской Федерации не признается рядом государств. Под предлогом нелегитимности принятия Республики в состав Российской Федерации в марте 2014 года США, ЕС и Украина ввели санкции против Республики Крым (см. раздел 4 Стратегии "Сценарии социально-экономического развития Республики Крым, выбор приоритетного сценария"). Следствием ввода санкций стало ограничение внешних инвестиций и экономических связей региона.
В условиях нарастания геополитической напряженности и рисков усиления санкционного давления на Российскую Федерацию необходимо рассмотреть "стрессовый" сценарий социально-экономического развития Республики Крым, подразумевающий закрепление за регионом статуса территории ограниченного признания на период реализации Стратегии.
В мировой практике накоплен опыт существования непризнанных и частично признанных государств, спорных территорий, однако, во-первых, Республика Крым является одной из наибольших по площади и населению среди подобных территорий, во-вторых, введенный против нее санкционный режим беспрецедентен, что затрудняет социально-экономическое развитие. Большинство территорий ограниченного признания не относятся к зонам ускоренного экономического роста, многие из них существуют благодаря явным и неявным дотациям со стороны государств, признающих их статус.
В Таблице А1 приведены ограничения социально-экономического развития Республики Крым в условиях стрессового сценария и возможности их преодоления.
Таблица А1
Ограничения социально-экономического развития Республики Крым в условиях стрессового сценария
Ограничения | Последствия ограничений | Возможности преодоления |
1 | 2 | 3 |
Запрет на ввоз в ЕС и США товаров, произведенных в Республике Крым | Затруднение сбыта промышленных товаров и продукции сельского хозяйства на рынки ЕС, США, большинства стран мира | Тесная кооперация с российскими компаниями, корпорациями и организациями. Ориентация на рынки России, стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Содружества независимых государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), других стран Азии, Латинской Америки и Африки. Фокусировка на следующих отраслях: на сфере услуг; на отраслях агропромышленного и промышленного комплексов, в которых Республика Крым обладает необходимыми компетенциями, производственными мощностями и продукция которых пользуется спросом на территориях России, стран ЕАЭС, ШОС, СНГ, других стран Азии, Латинской Америки и Африки; на отраслях пятого и последующих технологических укладов, развитие которых будет зависеть от объемов государственной поддержки; на отраслях промышленности, ориентированных на потребительский спрос |
Запрет для хозяйственных субъектов на любую экономическую деятельность США и стран ЕС в Республике Крым | Практически полное прекращение иностранного инвестирования в экономику Республики Крым | Привлечение инвестиций из других регионов Российской Федерации, из стран ЕАЭС, СНГ, ШОС, других стран Азии, Латинской Америки, Африки. Повышение инвестиционной привлекательности. Реализация проектов, не требующих масштабных инвестиций |
Запрет полетов из ЕС в Республику Крым | Снижение транспортной доступности для туристов и деловых людей из ЕС | Ориентация на туристов из стран, не входящих в ЕС. Развитие мультимодальных перевозок (через Краснодарский край) |
Закрытие портов Республики Крым | Затруднение международной торговли | Развитие каботажных перевозок. Развитие перевозок с перегрузкой продукции в портах Краснодарского края. Развитие видов экономической деятельности, не требующих морских перевозок |
Прекращение регулярного транспортного сообщения с территории Украины | Снижение транспортной доступности для туристов из России | Дотирование воздушного транспорта. Развитие мультимодальных перевозок (через Краснодарский край). Развитие видов туризма, предусматривающих длительное пребывание на территории Республики Крым. Создание крымской авиакомпании, обеспечивающей связь Республики Крым со всеми странами, входящими в ЕАЭС и ШОС |
Абзац исключен. - Закон Республики Крым от 26.12.2022 N 382-ЗРК/2022 | ||
В случае сохранения санкций опережающее социально-экономическое развитие Республики Крым маловероятно.
2. Основная цель, реализация которой возможна в данных условиях, - смягчение различий в инфраструктурном и социальном развитии Республики Крым и других регионов Российской Федерации, ускоренное развитие отраслей, в меньшей мере подверженных эффекту от действующих санкций, и повышение собственных доходов региона.
Немаловажно с внешнеполитической точки зрения обеспечить уровень жизни в Республике Крым, не уступающий, как минимум, среднему уровню по Южному федеральному округу, а желательно - среднероссийскому уровню жизни (среднероссийскому уровню по развитию системы образования, здравоохранения, транспортной и коммунальной инфраструктур, соотношению среднедушевых доходов населения и стоимости потребительской корзины).
Вышеуказанная цель отличается от целей социально-экономического развития других регионов Российской Федерации, а учитывая особые условия, в которых она должна быть достигнута, требуются также корректировка полномочий Главы Республики Крым и Государственного Совета Республики Крым и расширение финансового обеспечения их полномочий.
Вместе с тем должна быть продолжена работа по снятию или смягчению санкционных ограничений, в том числе "внутренних" санкций (со стороны российских банков и компаний, опасающихся возможных мер против них в случае локализации в Республике Крым).
3. К отраслям экономики Республики Крым, потенциально перспективным в условиях санкций и способным принести в региональный бюджет собственные доходы, можно отнести: