Ответственный исполнитель подпрограммы | Министерство экономического развития Республики Крым |
Цель подпрограммы | обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства - источника создания новых рабочих мест, развития приоритетных секторов экономики; |
создание системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. | |
Задачи подпрограммы | поддержка малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах; |
развитие системы финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; | |
создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности. | |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | количество субъектов малого и среднего предпринимательства, всего на конец года, ед. |
численность занятых работников у субъектов малого и среднего предпринимательства, всего, тыс. чел. | |
доля численности работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения, всего, тыс. чел. | |
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную финансовую поддержку, ед. | |
количество вновь созданных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства, ед. | |
количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения Республики Крым, ед. | |
Сроки реализации подпрограммы | 2015-2017 годы без разделения на этапы |
Объем и источники финансирования подпрограммы | Общий объем финансирования составляет 972010,95 тыс. руб., в том числе: |
2015 год - 180810,0 тыс. рублей; | |
2016 год - 442450,95 тыс. рублей; | |
2017 год - 348750,0 тыс. рублей; | |
средства бюджета Республики Крым - 113500,95 тыс. руб., в том числе: | |
2015 год - 10000,0 тыс. рублей; | |
2016 год - 83650,95 тыс. рублей; | |
2017 год - 19850,0 тыс. рублей; | |
средства федерального бюджета: - 858510,0 тыс. руб., в том числе: | |
2015 год - 170810,0 тыс. рублей; | |
2016 год - 358800,0 тыс. рублей; | |
2017 год - 328900,0 тыс. рублей | |
(строка в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 16 марта 2015 года N 119; в редакции, введенной в действие с 10 февраля 2016 года постановлением Совета министров Республики Крым от 19 января 2016 года N 9; в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 16 мая 2016 года N 209, - см. предыдущую редакцию) | |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы: | предоставить гарантии не менее 105 субъектам малого и среднего предпринимательства при получении кредитных средств в коммерческих банках; |
предоставить не менее 300 микрозаймов; | |
предоставление целевых грантов не менее 120 начинающим субъектам малого предпринимательства; | |
создать не менее 825 новых рабочих мест; | |
оказать консультационную поддержку не менее 15,0 тыс. субъектам малого и среднего предпринимательства; | |
субсидирование части затрат 10 субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях; | |
субсидирование части затрат 15 субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг). | |
(строка в редакции, введенной в действие с 10 февраля 2016 года постановлением Совета министров Республики Крым от 19 января 2016 года N 9, - см. предыдущую редакцию) |
1. Сфера реализации подпрограммы, основные проблемы, оценка последствий инерционного развития и прогноз ее развития
Развитие МСП Республики Крым является важным условием функционирования рыночной экономики и значительно влияет на изменение структуры общества, в том числе на развитие среднего класса.
МСП способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест, МСП снижает остроту безработицы, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами местного производства и услугами.
МСП развивается, как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики и имеет большое социально-экономическое значение, так как обеспечивает социальную и политическую стабильность, быстро адаптируется к потребностям рынка, оперативно создает и применяет новые технологии и научные разработки, способствует формированию конкурентной среды, росту занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Сегодня существует ориентация МСП на быстроокупаемые сферы бизнеса, не требующие при этом больших объемов первоначальных вложений. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность развиваются сегодня не в достаточной мере по причине переходного периода.
В 2014 году были осуществлены мероприятия, направленные на поддержку субъектов МСП, расположенных в Республике Крым, в переходной период в рамках реализации Государственной программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Крым на 2014 год" (далее - программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Крым на 2014 год"), утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 27 мая 2014 года N 101.
В рамках программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Крым на 2014 год" созданы три фонда поддержки малого и среднего предпринимательства:
- некоммерческая организация "Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства",
- микрофинансовая организация "Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым",
(абзац в редакции, введенной в действие с 10 февраля 2016 года постановлением Совета министров Республики Крым от 19 января 2016 года N 9, - см. предыдущую редакцию)
- Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымский гарантийный фонд поддержки предпринимательства".
(абзац в редакции, введенной в действие с 10 февраля 2016 года постановлением Совета министров Республики Крым от 19 января 2016 года N 9, - см. предыдущую редакцию)
В условиях переходного периода актуальным остается ряд проблемных вопросов в сфере деятельности малого и среднего бизнеса.
1. Необходимость интегрирования бизнеса Республики Крым в правовую систему России:
необходимость гармонизации законодательства (нормативно - правовой базы по адаптации бизнеса к законодательству Российской Федерации);
низкая активность субъектов хозяйствования при осуществлении процедуры регистрации (перерегистрации) бизнеса в соответствии с требованиями российского законодательства. (Предприятия до окончания переходного периода стараются использовать привычные украинские нормы налогообложения и ведения бухгалтерского учета).
неурегулированность разрешительных процедур и процедур осуществления государственного контроля, получения документов разрешительного характера субъектами малого и среднего предпринимательства;
необходимость переоформления лицензий, специальных разрешений и патентов, проведение перерегистрации торговых марок предприятий и торговых марок продукции;
отсутствие межведомственных административных регламентов оказания государственных и муниципальных услуг для субъектов предпринимательской деятельности (технических, санитарных, строительных) в связи с перераспределением полномочий среди органов власти;
низкий уровень правовой грамотности предпринимателей в части действующего российского законодательства.
2. Необходимость интегрирования бизнеса Республики Крым в экономическую систему Российской Федерации:
отсутствие доступных финансовых инструментов, острая необходимость в нормализации банковской системы (сложности в получении дешевых и долгосрочных кредитных ресурсов),
отсутствие залогового имущества у субъектов малого и среднего бизнеса при получении кредитов (в связи с необходимостью переоформления прав собственности на землю и недвижимость);
проблемы финансового характера, связанные с возвратом/возмещением денежных средств в связи с их заморозкой украинскими банковскими учреждениями;
энергетическая, товарно-сырьевая зависимость, ограниченность водных ресурсов (дефицит / перебои с обеспечением ресурсами, сырьем с материковой части Украины);
необходимость выстраивания новых экономических связей с Россией с учетом более сильной конкурентной среды и построение новой транспортно - логистической системы.
3. Необходимость интегрирования бизнеса Республики Крым в общественно-информационное поле Российской Федерации: