Действующий

Об утверждении Порядка организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы

Приложение
к приказу Министерства
образования, науки и молодежи
Республики Крым
от 26 ноября .2014 года N 313



Порядок организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы

1. Данный порядок определяет требования по организации инклюзивного обучения в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - образовательные организации), с целью обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей.

2. Образовательные услуги предоставляются детям с ограниченными возможностями здоровья образовательными организациями в классах / группах с инклюзивным обучением с использованием личностно-ориентированных методов обучения и с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии данной категории обучающихся.

3. Для организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях создаются условия для:

- обеспечения беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья в здания и помещения образовательных организаций;

- обеспечения необходимыми учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями и индивидуальными техническими средствами;

- проведения коррекционно-развивающих занятий отдельными специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог и другие);

- обеспечения соответствующими педагогическими кадрами.

4. Решение о создании классов/групп с инклюзивным обучением принимается руководителем образовательной организации с учетом интересов родителей (законных представителей) по согласованию с учредителем.

5. Зачисление детей с ограниченными возможностями здоровья в классы / группы с инклюзивным обучением осуществляется в установленном порядке в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

6. Учредитель образовательной организации выделяет в установленном порядке средства для создания специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные условия образования - специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных организаций и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицам с ограниченными возможностями здоровья затруднено), обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности образовательной программы, категории детей и иных особенностей образовательной деятельности.

Учредитель и руководитель образовательной организации несут ответственность за организацию, состояние и качество инклюзивного образования.

7. В образовательных организациях осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами психологической службы (педагогами-психологами, социальными педагогами) таких организаций и соответствующими педагогическими работниками.

8. Для обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в классах / группах с инклюзивным обучением в образовательных организациях в соответствии с потребностями, индивидуально-типологическими особенностями в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся создаются малые психолого-медико-педагогические консилиумы с обязательным участием родителей (законных представителей). Члены психолого-медико-педагогического консилиума участвуют в разработке адаптированной образовательной программы обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в классе / группе с инклюзивным обучением, отслеживают динамику развития ребенка, оценивают успешность в освоении образовательной программы.

Адаптированная образовательная программа утверждается руководителем образовательной организации по согласованию с родителями (законными представителями) и пересматривается дважды в год (в случае необходимости чаще) с целью ее корректирования.

9. В дошкольных образовательных организациях комплектование групп с инклюзивным обучением осуществляется с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".

10. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в классе с инклюзивным обучением не должно превышать двух обучающихся, при этом их нарушения в развитии должны быть сходными. Наполняемость классов с инклюзивным обучением не должно превышать 20 обучающихся с учетом детей с ограниченными возможностями здоровья.

11. Содержание образования и условия организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях в классах / группах с инклюзивным обучением определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

12. При организации получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в классах / группах с инклюзивным обучением целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися образовательных программ.

13. Педагоги, реализующие программу коррекционной работы в образовательной организации, должны иметь соответствующую квалификацию и уровень образования. Они могут работать в системе образовательных организаций, где есть специалисты необходимого ребенку профиля: психолого-медико-педагогические комиссии, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные организации и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, развития и воспитания обучающихся данной категории.

14. При организации инклюзивного обучения в образовательных организациях может использоваться сетевая форма реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность усвоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

15. Для обеспечения освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции нарушений в развитии целесообразно вводить в штатное расписание образовательных организаций дополнительные ставки педагогических работников (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и другие) с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице:

- учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- учителя-логопеда на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

16. Личностно-ориентированная направленность учебно-воспитательного процесса обеспечивается тьютором, ассистентом (помощником), оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Тьютор, ассистент (помощник) принимает участие в разработке и выполнении индивидуальных учебных планов и программ, адаптирует учебные материалы с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся данной категории. Тьютор, ассистент (помощник) вводится в штатное расписание образовательных организаций в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии из расчета по одной штатной единицы на каждые 1-6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

17. Обучение в классах / группах с инклюзивным обучением осуществляется по учебным планам, программам, учебникам и пособиям, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации.

18. Расписание занятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составляется с учетом индивидуальных особенностей их учебно-познавательной деятельности, динамики умственной трудоспособности на протяжении дня и недели.

19. Оценивание учебных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется согласно критериям оценивания учебных достижений обучающихся и объемом материала, определенной образовательной программой.