Реализация планов развития овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства сопряжена с рисками, влияющими на достижение целевых показателей по объемам производства овощей открытого и защищенного грунта, семенного картофеля; приросту мощностей по хранению и площадей теплиц.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
- природно-климатические риски, обусловленные тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур и объемы их производства, что может значительно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий и водных ресурсов также снижает ее инвестиционную привлекательность.
Для снижения рисков от природно-климатических условий необходим переход к новым технологиям, технической модернизации, мелиорации земель в засушливых зонах, посадка полезащитных лесонасаждений и принятие дополнительных мер поддержки в особо неблагоприятные по природно-климатическим условиям годы;
- макроэкономические риски, обусловленные неблагоприятной конъюнктурой мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию подотрасли растениеводства, а также снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, которые не позволят интенсифицировать развитие отраслей растениеводства и переработки, усилят зависимость их развития от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию овощеводства и картофеля, продуктов их переработки, в том числе за счет сокращения реальных доходов населения.
Снижение негативного влияния указанных рисков должно обеспечиваться через развитие биржевой торговли, которая обеспечивает возможности для хеджирования ценовых рисков, стимулирование потребления отдельных видов продукции растениеводства на внутреннем рынке, диверсификацию структуры внутреннего производства продукции в части товарной номенклатуры и географии производства, расширение рынков сбыта с увеличением экспортной ориентации, применение мер государственного регулирования рынка;
- законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию деятельности в отрасли и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на рыночных условиях;
- международные торгово-политические риски, обусловленные функционированием аграрного сектора в координации с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров отдельных видов продукции растениеводства и перерабатывающих отраслей, существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России в ВТО. Минимизация указанных рисков должна включать организационно-политическую поддержку экспорта республиканской продукции через участие в международных организациях, осуществление выставочной деятельности, повышение эффективности деятельности торговых представительств Российской Федерации в зарубежных странах, защиту интересов поставщиков республиканской продукции с использованием правил и процедур ВТО, совершенствование требований к безопасности и качеству продукции.
Ответственным исполнителем Подпрограммы является Министерство сельского хозяйства Республики Крым и в ходе ее выполнения:
осуществляет анализ эффективности использования бюджетных средств и средств внебюджетных источников;
обеспечивает координацию работы с органами федеральной государственной власти, осуществляемой на условиях заключенного соглашения о предоставлении субсидий на реализацию Подпрограммы, реализуемой за счет средств бюджета Республики Крым и средств внебюджетных источников;
подготавливает проекты нормативно-правовых актов о внесении изменений в Подпрограмму и о досрочном ее прекращении, согласовывает их и представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации для рассмотрения и вынесения заключения;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Подпрограммы;
подготавливает и направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ежеквартально и ежегодно отчеты о ходе реализации Подпрограммы;
несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Подпрограммы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию;
организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Подпрограммы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий;
организует размещение в средствах массовой информации (в том числе электронных) информации о ходе и результатах реализации Подпрограммы, финансировании ее мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, о порядке участия инвесторов;
после завершения Подпрограммы представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации доклад о выполнении Подпрограммы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
В ходе выполнения Подпрограммы Министерство сельского хозяйства Республики Крым также:
заключает соглашение с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по осуществлению мероприятий Подпрограммы;
уточняет целевые индикаторы и расходы на реализацию мероприятий Подпрограммы и совершенствует механизм реализации Подпрограммы;
участвует в организации плановых проверок хода реализации отдельных мероприятий Подпрограммы.
Участниками Подпрограммы являются сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и российские организации, зарегистрированные на территории Республики Крым и участвующие в мероприятиях Подпрограммы.
Ответственный исполнитель Подпрограммы осуществляет координацию деятельности Участников в ходе реализации Подпрограммы, ее нормативно-правовое и методическое обеспечение. Ответственный исполнитель Подпрограммы является распорядителем средств республиканского бюджета, направляемых в виде субсидий для финансовой поддержки Подпрограммы.
Субсидирование сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств из федерального бюджета осуществляется в соответствии с Соглашением, заключенным с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.