Задача обеспечения эффективности использования РКД приобрела особое государственное значение. Руководством страны взят курс на инновационное развитие Российской Федерации, обеспечение технологического прорыва и модернизацию экономики на основе внедрения качественно новых технологий и услуг.
На федеральном уровне определены соответствующие мероприятия по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 года N 638 "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации", поручений Председателя Правительства Российской Федерации, занесенных в протокол от 10 августа 2010 года N ВП-П7-44пр, и Президента Российской Федерации от 10 октября 2012 года N Пр-2672 (пункт 2).
15 июля 2015 года между Федеральным космическим агентством и Советом министров Республики Крым подписано Соглашение N ИК-4 о сотрудничестве в области космической и образовательной деятельности и взаимодействии в области использования результатов космической деятельности.
В экономике, экологии, развитии городов, сельского хозяйства, транспорта все шире применяются космические технологии. При этом отмечается, что некоторые виды деятельности целесообразно регулировать с использованием космических услуг (территориальное планирование и градостроительство, лесное хозяйство, безопасность жизнедеятельности, природные ресурсы, водное хозяйство). С учетом этого фактора ряд федеральных структур и органов власти совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, негосударственными инвесторами продолжает наращивать усилия, направленные на обеспечение эффективного использования РКД в интересах различных отраслей экономики и населения страны.
Комплексное использование РКД способно придать экономике региона инновационный характер, усилить рыночные механизмы, повысить качество жизни населения, расширить спектр оказываемых услуг. Основная цель - максимальная интеграция РКД с реальными социально-экономическими процессами, протекающими в регионе; создание качественно новой региональной навигационно-информационной инфраструктуры, обеспечивающей объективный и комплексный мониторинг основных отраслей экономики - сельского, водного, лесного хозяйства, транспорта, строительства, природопользования, градостроительства, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов и других отраслей экономики.
Космическая деятельность является определяющей во многих важных сферах хозяйственной деятельности, в том числе:
80-95 % - в области навигационного и координатно-временного обеспечения;
75 % - в развертывании и поддержании государственных геодезических сетей;
75 % - в обеспечении территориального планирования;
70 % - в мониторинге природных ресурсов и подвижных объектов;
50 % - в ведении кадастров земель и учета недвижимости;
50-70 % - в обеспечении дистанционного мониторинга территорий и объектов, природных процессов и явлений, результатов хозяйствования человека.
В целях создания единой инфраструктуры пространственных данных, повышения эффективности использования органами государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым достоверных, оперативных и актуальных пространственных данных в 2015-2017 годах предусматривается создание на базе Центра обработки данных банка пространственных данных.
(абзац в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2016 года N 563, - см. предыдущую редакцию)
Вместе с тем, еще сохраняется значительный разрыв между непрерывно возрастающим информационным, научно-техническим и технологическим потенциалом, создаваемым в процессе космической деятельности, и реальной отдачей, которую использование этого потенциала могло бы внести в социально-экономическое развитие нашей страны, обеспечение ее конкурентоспособности в глобальном экономическом сообществе. Эффективность работ, проводимых в области использования космических технологий, зависит от готовности потребителей получать, обрабатывать и использовать различную космическую информацию, от наличия соответствующих специальных знаний, навыков и подготовленных специалистов в этой области.
Ведущие высшие учебные заведения Российской Федерации и Республики Крым все активнее включаются в разработку учебных программ и привлекают педагогов для подготовки специалистов в области инновационных технологий в аэрокосмической деятельности (федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского", муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Открытый космический лицей" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Ялтинский учебно-воспитательный комплекс "Школа-лицей N 9" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым).
Решение задач при использовании РКД на территории Республики Крым для формирования благоприятных условий, для создания новых (в масштабах региона) космических услуг может быть достигнуто при участии федеральных отраслевых предприятий и учреждений.
Необходимость развития использования РКД на территории Республики Крым программно-целевым методом обусловлена наличием следующих факторов:
- масштабностью и межотраслевым характером;
- высокой ресурсоемкостью;
- ограниченными сроками внедрения новых технологий;
- нахождением основного объема спутниковых технологий и центров обработки данных в государственной собственности;
- общегосударственной значимостью, определяемой наличием актуальных социально-экономических задач, относящихся к компетенции исполнительных органов государственной власти Республики Крым, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным внедрением космических услуг;
- необходимостью комплексной взаимной увязки мероприятий по развитию использования РКД.
При этом следует учитывать, что полномасштабное использование РКД и технологий получения пространственных данных сдерживается следующими факторами:
- недостаточным уровнем межведомственного и межтерриториального информационного взаимодействия органов государственной власти Республики Крым и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Крым;
- отсутствием инфраструктуры пространственных данных и отсутствием интеграции дистанционного зондирования Земли (далее - ДЗЗ) с существующими базами наземных данных на территории Республики Крым;
- отсутствием системы централизованного сбора, обработки, хранения и представления пространственных данных средствами межотраслевой комплексной инфраструктуры пространственных данных Республики Крым;